Софт

Id 3

Рейтинг: 4.9/5.0 (584 проголосовавших)

Категория: Windows: Tag редакторы

Описание

Редактор id3 тегов плеера Aimp

Редактор id3 тегов плеера Aimp

В прошлом посте я писал о замечательном плеере AIMP. Там я написал о множестве полезных функций, которые он предоставляет. Однако остался нерассмотренным один важный компонент, входящий в поставку Аимпа. Это небольшая программа для редактирования ID3 тегов. она называется AIMP3 Advanced Tag Editor. В отличие от Винампа, она представляет из себя отдельное приложение. Так что можно запустить только её для работы, а не целый плеер.

Итак, в начале, что такое id3 теги и для чего они. Это служебная информация в мультимедийных файлах (mp3,wma), которая содержит сведения о композиции: название песни, исполнителя, альбом, из которого она. Кроме того могут содержаться и слова песни, облажка альбома. ID3 теги бывают двух версий: v1 и v2. Вторая теперь становится всё чаще используемой и может содержать некоторые дополнительные поля, на подобие копирайта, композитора. Когда вы добавляете треки в список воспроизведения, то автоматически получается информация из этих тегов (причём ID3 v2 отдаётся приоритет). Согласитесь, удобно и приятно иметь сведения о проигрываемой песне, чем видеть какой-то транслит или что-то невнятное. Именно чтобы заполнить корректные сведения о дорожке, нам понадобится редактор id3 тегов.

В самом деле можно отредактировать быстро эти данные из плеера Aimp, выбрав песню, затем F4. Появятся сведения о файле, где вы можете также внести необходимые изменения. Однако если дорожек, нуждащихся в редактировании много, то такая процедура неудобная. В этом случае надо воспользоваться расширенным редактором.

Интерфейс и работа с редактором

Слева имеется дерево папок, перемещаясь по которому все песни из определённой папки показываются в окне справа. Если нужно работать с файлами из разных мест, то стоит переключиться на вкладку «Файлы добаленные пользователем». В центре собственно сам список, в котором показывается уже имеющаяся информация из id3 тегов. Также в столбцах ID3v1 ID3v2 стоят плюсики, в зависимости от того, какой из них активен.

Выделив нужный файл, внизу вы можете быстро отредактировать данные из id3 тегов. Сохранить внесённые изменения нужно при помощи Ctrl+S или одноименной кнопки. Однако преимущество расширенного редактора заключается в некоторой степени автоматизации этой работы. Что же можно автоматом заполнить?

  • Ну во-первых автоматическая нумерация дорожек. Т.е. поле № трека можно заполнить автоматом.
  • Во-вторых можно заполнять автоматически такие поля как: заголовок, исполнитель, год, альбом. Они представляются специальными переменными в виде: %title%, %artist%, %year%, %album%
  • Однако для того, чтобы можно было воспользоваться функцией автоматического заполнения, все планируемые компоненты должны входить в название файла. или хотя бы в путь, по которому он находится. В этом смысле может помочь ещё один инструмент: автоматическое переименование .

Подробнее о специальных переменных можете найти в справке к плееру Aimp.

А в общем случае для глубокого редактирования id3 тегов нужно выполнить двойной щелчок по конкретному файлу в списке. Тогда есть возможность удалить например ID3v2 а оставить только ID3v1. Также в этом случае доступный для ввода текст песни. Стоит отметить, что после внесения изменений, выполняется автоматический переход к следующему файлу. Тем не менее в большинстве случаев вполне достаточно будет использовать быстрое заполнение используя форму внизу, или автоматическое, если имя файла в подходящем формате. И не забудьте, что файлы не должны иметь атрибут "только чтение", иначе не удастся отредактировать теги ID3. Изменить атрибуты файла удобно через Total Commander .

Вот собственно и всё. Как по мне, то утилита Adavanced id3 tag editor, поставляемая вместе с проигрывателем Aimp – весьма хороший, удобный и полезный инструмент. Тем более никакого дополнительного софта устанавливать не требуется.

Скачать редактор тегов Aimp

Id 3:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    ID3 tag

    [Дата выпуска. 2 December 2009]

      скачать

    MP3TagEditor - многофункциональный редактор ID3 тагов и имен файлов. Программа поддерживает редактирование обоих версий версий ID3 тага: ID3v1 и ID3v2, также возможно сохранение текста песни в MP3 файле. Можно редактировать информацию как нескольких файлов одновременно (например, альбом), так и отдельных файлов. Каждое поле ID3 тага можно редактировать как в Списке файлов, так и в отдельно открывающемся окне "Информация о файле".

    Отличительной особенностью программы является гибкость переименования имен файлов и директорий выхода, а также создание плейлистов (M3u, M3u Extended, PLS) при помощи редактируемых шаблонов с использованием информации из ID3 тага (название трека, название альбома, имя исполнителя, жанр музыки и т.д.). Редактор шаблонов имеет многочисленные функции - замена символов в имени файла, изменение регистра имени файла и полей ID3 тага, синхронизация информации ID3v1 и ID3v2 версий тага. Более того, можно автоматически заполнить поля ID3 тага данными из имени файла.

    Характеристики:
    • редактирует ID3 таги
    • создает название файла из ID3 тага
    • заполняет ID3 таг, используя имя файла
    • добавляет ID3 таги к MP3 файлам
    • проигрывает MP3 файлы

    Читаем ID3 теги mp3 с помощью PHP

    Читаем ID3 теги mp3 с помощью PHP

    Сегодня мы будем работать с PHP. А конкретнее, мы сможем реализовать чтение ID3 мета тегов из музыкальных файлов (mp3). Вы сможете протестировать скрипт чтения id3 тегов, на собственных mp3 файлах. Мы будем извлекать следующую информацию из ID3 тегов: Title, Album, Author, Discription, Genre, Publisher, OriginalArtist, URL и так далее.

    Шаг 1 – HTML

    Как всегда, мы начнем с создания HTML образа приложения, а позже перейдем к самому PHP извлечению id3 тегов. Создайте файл main_ page. html и поместите туда следующий код:

    Шаг 2 – CSS

    Немножко приукрасим наше приложение CSS стилями. Создайте файл main.css :

    Шаг 3 – PHP

    Наконец, дошли к самой важной части скрипта – PHP. Создайте файл index. php. со следующим кодом:

    После создания этих файлов, загрузите в папку скрипта mp3 файлы. Это все! Да, кода многовато, но он отлично работает. Смотрите скриншот работы id3 читалки тегов на PHP.

    И еще, если вы знаете, как можно реализовать чтение id3 тегов mp3, с помощью php, другим способом, напишите в комментариях.

    Id 3

    Что нужно знать о ID3 тегах?

    Дата добавления: 21.08.2006

    Просмотров: 20794

    ID3 теги это способ хранения информации о MP3 файле внутри самого файла. Таким образом гарантируется что информация о файле будет «путешествовать» вместе с ним, хоть на «бэкапный» CD, хоть с Вашего Мака на WindowsPC компьютер друга. iTunes может считывать эту информацию и отображать ее в плейлисте или в разделе Info окна о свойствах файла (вызывается нажатием Cmd+I (Mac) или Ctrl+I (Win)). ID3 теги это заголовок песни (Title), исполнитель (Artist), название альбома (Album), жанр (Genre), год записи (Year), номер трека в альбоме (Track Number), комментарии (Comment), и тому подобное. Эти данные Вы даже можете редактировать вручную или посредством AppleScript (язык сценариев AppleScript работает только на компьютерах «Макинтош»).

    Изначально, ID3 теги содержали эту, только-текстовую информацию о музыкальном файле. Сейчас ID3 теги устроены таким образом что могут содержать такие данные как например детальная информация о файле добавленная музыкантом, графический обьект (например обложка альбома), URL на издателя и автора, текст песни, битрейт. Тем не менее, большинство MP3 плееров распознают ID3 теги «на старый манер», то есть игнорируя нововведения последних версий, что может привести к некоторым проблемам.

    На данный момент существует пять версий ID3 тегов: v1.0, v1.1, v2.2, v2.3, и v2.4. Каждая последующая версия содержит определенные улучшения в хранении ID3 информации в то же время пытаясь быть обратно совместимой. Если Вы интересуетесь мельчайшими подробностями о устройстве ID3 тегов, посетите вебсайт ID3.org .

    Приведем в качестве примера формат ID3 тегов версии 1.0 (самой первой версии):

    Программы для работы с ID3-тегами

    Программы для работы с ID3-тегами

    Если раньше фонотеку можно было измерить количеством дисков или, скажем, числом отведенных под них полок, то сейчас большинство меломанов меряют аудиоколлекции мегабайтами и количеством MP3-файлов. История формирования фонотеки у каждого своя: кто-то качал файлы из интернета и переписывал у друзей, а кто-то сам делал риппинг аудиодисков, используя Easy CD DA Extractor, Exact Audio Copy и подобные им программы.

    В любом случае, коллекция может считаться коллекцией только, если в ней царит порядок. Если для коллекций дисков порядок означал составление каталога и расстановку дисков по определенному критерию, то с MP3-коллекцией немного сложнее. Важно не только сгруппировать песни по альбомам, а альбомы по исполнителям, не только составить каталог всех песен, используя программу наподобие Melomania. но и проследить за корректными названиями файлов, а также за наличием и правильностью ID3-тегов.

    ID3-теги – это информация, которая добавляется к каждому MP3-файлу и содержит данные о названии трека, альбома, имени исполнителя и т.д. Именно эти данные использует Winamp и все остальные проигрыватели при воспроизведении файла, показывая, какая песня сейчас играет. Именно эта информация считывается аудиоплеерами и отображается на дисплее устройств в процессе воспроизведения. Наконец, именно ID3-теги используются для автоматического упорядочивания аудиоколлекции и для поиска треков в таких проигрывателях, как Windows Media Player, Winamp, BS Player и других, где есть функция медиабиблиотеки.

    ID3-теги появились в 1996 году и сразу стали стандартом для хранения метаданных в файлах MP3. Первая версия ID3-тегов - ID3v1 – занимала всего 128 байт. Поскольку для данных отводилось немного места, в таких тегах можно было хранить только базовые сведения о песне: название, жанр (он выбирался из небольшого списка), альбом, исполнитель. Если названия песен или альбомов содержали более тридцати символов, они обрезались. Конечно, из-за ограничений по размеру ни о каких расширенных возможностях хранения метаданных не могло быть и речи. Единственное усовершенствование, которое было представлено в версии 1.1, – использование поля, отведенного для комментария, для хранения номера трека.

    Вторая версия ID3-тегов - ID3v2 – является гораздо более гибкой и удобной. Несмотря на схожее название, она не имеет "родственного" отношения к тегам первой версии, так как была написана "с нуля", а не на основе ID3v1. В тегах ID3v2 можно хранить гораздо больше сведений, вплоть до обложек альбомов, нет и ограничений на количество символов. Еще одно преимущество ID3v2 – хранение информации в Unicode, что дает возможность вводить текст кириллицей.

    Для редактирования ID3-тегов удобно использовать специальные программы, которые помогают перенести теги из одной версии в другую, заполняют теги автоматически, получив данные из интернета, а также упрощают переименование файлов. О них пойдет речь в сегодняшнем обзоре.

    Ultra Tag Editor 2.4.3

    Во время упорядочивания аудиоколлекции приходится прослушивать файлы, чтобы убедиться, что треки не перепутаны. Кнопка Play есть практически во всех программах для работы с тегами, однако не все они имеют встроенный проигрыватель. Одни норовят открыть Windows Media Player, другие – проигрыватель, установленный в системе для воспроизведения аудиофайлов по-умолчанию. Ultra Tag Editor имеет простенький встроенный плеер, что очень удобно, ведь благодаря этому не нужно постоянно переключаться между двумя окнами. Правда, расширенных возможностей у этого плеера нет, но прослушать первые аккорды песни, выполнить перемотку в обе стороны и остановить воспроизведение можно без проблем.

    Программа дает возможность сравнивать теги ID3v1 и ID3v2, которые записаны в файле, переносить данные между ними, очищать все поля нажатием на одну кнопку. Также можно сгенерировать теги из названий файлов, используя переменные. При создании новых тегов в пакетном режиме, Ultra Tag Editor может пропускать треки с заполненными тегами, перезаписывать все поля новыми значениями или заносить информацию только в пустые поля.

    Кроме этого, во время генерации новых тегов можно управлять регистром символов, например, писать каждое слово с большой буквы или использовать только прописные.

    Удобный инструмент "Авто-трек" поможет заполнить поле тега, в котором указывается номер трека. После его активации нужно расположить файлы в окне программы в правильном порядке и указать число, с которого нужно начинать нумерацию треков в альбоме. После этого Ultra Tag Editor автоматически внесет номера в соответствующие поля.

    Чтобы не путаться в большом количестве файлов, можно использовать фильтр. При его использовании, в окне Ultra Tag Editor выводятся только файлы, соответствующие заданному критерию. Таким критерием может быть название группы или альбома, год выпуска и т.д. От пользователя требуется указание ключевого слова, по которому будет производиться отбор, и поле, в котором оно должно встречаться.

    Ultra Tag Editor распространяется как shareware. Скачать триал-версию можно с официального сайта.

    Zortam ID3 Tag Editor 4.0

    Отличительная особенность Zortam ID3 Tag Editor – наличие медиабиблиотеки. Такую функцию, как правило, можно увидеть в медиапроигрывателях, однако создатели Zortam ID3 Tag Editor посчитали, что она будет не лишней и в утилите для работы с тегами. Чтобы добавить файлы в библиотеку, нужно поручить программе сканирование жестких дисков.

    Удобство медиабиблиотеки в том, что файлы в ней отображаются не по папкам, а отсортированы на основе информации в тегах – их можно просматривать по жанрам, по исполнителям, по году выпуска альбома и т.д. Правда, сортировка будет работать корректно только после того, как теги будут заполнены. Файлы с пустыми тегами найти довольно просто - Zortam ID3 Tag Editor создает отдельные разделы типа Unknown Artist, куда помещает неопознанные файлы.

    В окне программы отображаются теги и первой, и второй версий. Тут есть кнопки для быстрого управления ими: очистить, сохранить, изменить регистр, начать каждое слово с большой буквы, заполнить теги ID3v2 данными с ID3v2, отменить последнее действие и т.д. При помощи Zortam ID3 Tag Editor можно отыскать в интернете и прикрепить к файлу обложки альбомов, фотографии исполнителей и тексты песен. Поиск этих данных может осуществляться как для каждого файла по отдельности, так и в пакетном режиме.

    При редактировании тегов большого числа файлов очень удобна функция подсветки. Суть ее в том, что в окне программы Zortam ID3 Tag Editor файлы могут выделяться разным цветом. Критерии выделения пользователь может задавать самостоятельно. Например, можно задать подсветку файлов, для которых теги не заполнены, треков, имеющих низкий битрейт, аудиофайлов, для которых скачана обложка альбома или текст песни. Разумеется, цвета подсветки можно определять самостоятельно. Список, где файлы выделены цветом, гораздо нагляднее, ведь можно сразу определить, какие файлы можно удалить, а с какими еще нужно поработать.

    Если вы не завершили работу с файлом и хотите позже вернуться к редактированию тегов, можете занести его в закладки, чтобы потом быстро найти. Эта функция работает так же, как аналогичная возможность в браузерах. Закладки удобны и в том случае, если вы хотите сравнить два файла и желаете быстро переключиться между ними.

    Для владельцев больших аудиоколекций в Zortam ID3 Tag Editor предусмотрена возможность поиска дубликатов. При поиске программа учитывает как информацию в тегах, так и названия файлов, поэтому вероятность определения повторяющихся треков достаточно велика.

    Zortam ID3 Tag Editor распространяется как shareware. Скачать триал-версию можно с официального сайта.

    mp3Tag 5.6

    Практически все программы для работы с тегами изобилуют большим числом вкладок, кнопок и других элементов интерфейса, обеспечивающих доступ к разнообразным инструментам для изменения метаданных аудиофайлов. Создатели mp3Tag придумали интересный способ разгрузить главное окно программы. Они разделили рабочую область на несколько окон, которые не зависят друг от друга и могут быть закрыты или открыты по отдельности. В основном окне отображается список треков, поля тегов для выделенного файла и кнопки для выполнения основных операций с ними – переименование, создание тегов, сохранение, создание плейлистов.

    Вся остальная информация вынесена в дополнительные окна. Это сведения о качестве аудиофайла и о его размере, текст песни, обложка альбома и другие изображения, связанные с файлом. Таким образом, чтобы скрыть отображение бесполезных сведений, вы можете закрыть нужное окно.

    Тексты песен и фотографии можно добавлять вручную или запрашивать их в онлайновой базе данных. То же касается информации о тегах. Главные интернет-источники, с которыми работает программа, - это база FreeDB и интернет-магазин Amazon. Кроме этого, можно загружать сведения о тегах из текстового файла, что удобно, если компьютер не подключен к интернету. Интересно, что практически во всех утилитах для работы с тегами есть возможность экспорта тегов текстовый файл, но не во всех предусмотрена обратная операция – импорт данных из такого файла. В mp3Tag такая функция есть.

    Если вы хотите поручить программе обработать очень большое число файлов в пакетном режиме, это может занять достаточно много времени. Специально для таких случаев в mp3Tag предусмотрен фоновый режим, в котором программа задействует минимум системных ресурсов, следя за тем, чтобы не мешать вашей основной работе. При этом иконка mp3Tag помещается в системный трей, а подведя к ней курсор, можно увидеть, на каком этапе выполнения находится задание.

    mp3Tag распространяется как shareware. Скачать программу можно с официального сайта.

    Mp3/Tag Studio 3.5

    Интересная особенность Mp3/Tag Studio – возможность выполнения операций с тегами или связанных с переименованием файлов, не открывая окон программы. После ее установки в контекстном меню появляется подменю Mp3/Tag Studio, в котором помещены наиболее часто используемые команды. Таким образом, не покидая окна файлового менеджера, можно, например, удалить все теги из выделенных файлов, переименовать по маске: "имя исполнителя" плюс "название песни", очистить все поля комментариев и т.д. Предусмотрена в меню и команда отмены последнего действия.

    Mp3/Tag Studio содержит огромный набор возможностей для настройки пакетного переименования файлов и изменений тегов. Так, тут можно указать правила изменения регистра, удаления пробелов, обрезки символов отдельно для каждого поля в тегах. Таким образом, можно, например, указать программе, что названия треков нужно записывать заглавными буквами, а в имени исполнителя заглавной оставлять только первую. Выбранные настройки можно сохранить для дальнейшего использования и позже загрузить в программу, чтобы не тратить время на повторный выбор настроек.

    Операции переименования и изменения тегов могут применяться не ко всем файлам, а только к тем, которые соответствуют установленному фильтру. Такой фильтр может включать одно или несколько полей, например, "изменять аудиофайлы, выпущенные в 1988 году, но не относящиеся к жанру блюз".

    В Mp3/Tag Studio также есть инструменты, которые немного необычны для приложений такого рода. Переключившись на вкладку File Tools, можно выполнить обрезку MP3-файла, указав продолжительность, а также то, с какой стороны нужно резать – с начала или с конца. Используя Mp3/Tag Studio, можно также попробовать исправить поврежденный файл, который не воспроизводится проигрывателем. Чаще всего подобные проблемы возникают из-за ошибок в заголовках.

    Mp3/Tag Studio распространяется как shareware. Скачать триал-версию можно с официального сайта.

    Tag & Rename 3.3.5

    Окно Tag & Rename содержит три вкладки, названия которых дают представление о возможностях программы: редактирование тегов, переименование файлов на основе информации, которая содержится в тегах, или обратное действие – заполнение тегов, используя названия файлов.

    Программа имеет встроенный файловый менеджер, который используется для открытия файлов. Он имеет множество специальных возможностей, которые упрощают поиск и выделение аудиофайлов. Например, можно отображать в одном окне все файлы в папке, включая те, которые находятся во вложенных директориях. Показывать файлы, которые находятся на диске, не в виде древовидной структуры, а в виде списка, когда файлы, которые находятся в разных папках, выстраиваются один за другим. Продуманы и средства выделения файлов – это можно делать как при помощи клавиш Shift и CTRL, так и используя флажки, которые есть возле названия каждого файла.

    Средства для переименования в Tag & Rename очень гибкие – все построено на использовании масок и потому делает простыми пакетные операции изменения названий. Например, можно назвать все треки в альбоме по следующей маске: имя певца плюс название песни или название альбома плюс номер композиции. Можно использовать любые сочетания переменных и включать в названия файлов такие сведения как продолжительность или год выпуска альбома. При помощи Tag & Rename можно пакетно переименовывать не только файлы, но и папки, по которым они рассортированы. Чтобы не запутаться с переменными, можно использовать функцию предварительного просмотра. Новые названия файлов будут выведены в специальном окошке рядом с названиями до переименования. Таким образом, при необходимости, можно вернуться к настройкам изменения названий и внести в них правки. Но если вы заметите, что файлы называются не так, как нужно, после того, как операция будет выполнена, вы сможете вернуть исходные названия, поскольку Tag & Rename запоминает параметры последней операции и дает возможность выполнить откат.

    Одна из интересных возможностей программы – создание плейлиста на основе выделенных файлов или всех, которые входят в текущую папку. Для быстрого создания списка воспроизведения в Tag & Rename предусмотрена специальная кнопка на панели инструментов. Там можно найти кнопки для создания отчетов в разных форматах - XML, CSV, TXT и HTML. Последняя возможность очень удобна, например, если вы хотите создать список песен своей фонотеки для размещения в интернете. Создавая отчет, можно указать, какую информацию из тегов нужно в него включить: альбом, исполнитель, год выпуска, жанр, битрейт, продолжительность и прочее.

    Tag & Rename распространяется как shareware. Скачать триал-версию, работающую в течение 30 дней, можно с официального сайта.

    Tagscanner 5.0

    Tagscanner уникальна тем, что предлагает практически те же возможности, что и коммерческие программы, но бесплатно. Интерфейс представлен четырьмя вкладками - Misic Renamer для переименования файлов, TAG Editor для добавления и редактирования тегов вручную, TAG Processor для автоматического изменения тегов в большом количестве файлов одновременно и List Maker для создания списков воспроизведения.

    В редакторе тегов можно работать с большим числом полей, среди которых есть такие как владелец авторских прав, композитор, певец, который исполнил песню впервые (интересное поле, особенно если подумать, сколько перепевов на современной музыкальной сцене). Каждый аудиофайл можно сопроводить картинкой, загруженной с жесткого диска, а также добавить текст песни.

    Режим TAG Processor будет удобен, если вы хотите автоматически заполнить теги для файлов, составляющих целый альбом. В этом случае программа может запросить информацию в онлайновой базе freedb. Но учтите, чтобы альбом был найден, необходимо расставить песни в том порядке, в котором они расположены в альбоме. Если поиск не дал результата, можно попробовать поискать альбом по ключевому слову, например, введя его название и имя исполнителя. Если вам известен идентификационный номер диска (Disk ID) в базе freedb, можете ввести его. Альбом будет найден, а теги для аудиофайлов - заполнены.

    При пакетном переименовании файлов Tagscanner может использовать переменные, а также автоматически изменять регистр символов, записывать названия в виде транслитерации или выполнять обратную транслитерацию. Если планируется, что файлы будут записаны на FTP, то обратите внимание на флажок «FTP-формат». При его установке все пробелы в названиях файлов будут заменены на символы подчеркивания. Среди других функций переименования можно отметить автоматическую обрезку названий до определенного числа символов, перенос файлов в указанную папку и удаление пустых папок, оставшихся после этого.

    Если нужно переименовать папку, в которой находится файл, нужно щелкнуть на нем правой кнопкой мыши и выбрать команду "Переименовать папку по ТЭГу", после чего указать один из шаблонов – артист, альбом, артист+альбом, год+альбом и прочее.

    Прежде чем выполнить переименование, можно просмотреть список с новыми и старыми названиями файлов. Если файл переносится в другую папку, то новый путь к нему будет показан в этом окне и выделен полужирным шрифтом.

    Скачать Tagscanner можно отсюда. Программа распространяется бесплатно.

    Заключение

    По большому счету, любая из описанных в этом обзоре программ отлично подходит для изменения тегов и переименования файлов – все они могут получать информацию из интернета, выполнять переименование по маске, изменять теги и названия в пакетном режиме. Поэтому при выборе программы такого рода, прежде всего, стоит обращать внимание на те мелочи, которые делают работу удобной. К ним относятся, например, наличие русскоязычного интерфейса, встроенный плеер, предварительный просмотр перед переименованием. Поскольку Tagscanner является единственной бесплатной программой в нашем обзоре и при этом удовлетворяет всем этим критериям, то мы советуем начать с этой утилиты, а если она чем-то не устраивает - искать коммерческую альтернативу.

    Анатомия ID3-тега - Обзоры

    Анатомия ID3-тега / Что внутри у MP3?

    Сегодня сложно найти компьютер, на жестком диске которого не хранился бы гигабайт-другой музыки в цифровом виде. Это сотни и даже тысячи композиций, скачанных из Сети или скопированных с компакт-дисков. И коллекцию эту нужно содержать в порядке: не дело, когда она свалена в одну кучу. Разложишь песни по исполнителями да по альбомам — и дышать сразу легче. Ориентироваться в музыкальной библиотеке можно и по именам файлов, но, согласитесь, название вроде «MyChemicalRomance_ThreeCheersForSweetRevenge_

    YouKnowWhatTheyDoToGuysLikeUsInPrison.mp3» — это небольшой перебор. Гораздо удобнее, если вся информация о композиции содержится непосредственно в музыкальном файле.

    Самый распространенный формат сжатого цифрового аудио — MPEG Layer III (или попросту MP3 ) — изначально не располагал встроенными средствами сохранения информации о своем содержимом. Идентификаторы таких параметров, как «private» (личный), «copyrighted» (защищенный авторскими правами) и «original home» (оригинальный файл, а не его последующие копии) при разработке формата были предусмотрены, но сведения эти по большому счету бесполезны.

    Возможность добавления метаданных — ID3-тегов — к звуковой дорожке появилась чуть позже начала массового распространения MP3, однако сразу же оказалась востребованной. Позднее, с появлением других аудиоформатов, эта разработка стала использоваться и в них. Технология эта так здорово вписалась в саму концепцию цифрового аудио, что даже мало кто задумывается, что все могло быть иначе. А уж задаются вопросом «Что же, собственно, собой представляет этот ID3-тег?» — и вовсе единицы.

    ID3v1. Тег, просто тег

    В 1996 году программист Эрик Кемп (Eric Kemp). предложил добавлять к MP3-файлу небольшой «кусочек» данных размером 128 байт. Эта 128-байтовая добавка была названа ID3 TAG и получила версию v1. Если не считать незначительных доработок, она до сегодняшнего дня сохранилась в оригинальном виде.

    ID3-тег — это набор бинарных данных, в которых и содержится вся нужная для идентификации содержимого файла информация. Вся соль разработки Кемпа заключается в том, что тег располагается в конце файла и поэтому не влияет на совместимость MP3 с разными плеерами. Несовместимый проигрыватель просто-напросто не воспринимает эти данные как часть файла и не пытается их «воспроизвести».

    Минимальный размер, четкая структура и простота ID3-тега позволили просто и удобно хранить всю достаточную для идентификации MP3-файла информацию. Эта информация неотделима от самого файла и может без проблем путешествовать с одного компьютера на другой. К тому же она прекрасно отображается программами даже в разных операционных системах.

    Структурно ID3-тег самой первой версии состоит из названия композиции (Title ), исполнителя (Artist ), названия альбома (Album ), жанра (Genre ), года записи (Year ) и комментария (Comment ). На названия песни, альбома, имя исполнителя и комментарии в структуре тега отводится по 30 байт. Для года записи отведено четыре байта, и один байт используется для обозначения музыкального жанра. На первый взгляд, одного байта, отведенного под жанр, кажется недостаточно, но это не так. Его значение является номером жанра во встроенном списке. Список, созданный Эриком Кемпом, содержит 80 записей с номерами от 0 до 79. Кстати, один из самых распространенных на ПК проигрывателей — Winamp — использует другой список, из 148 записей с дополнительными жанрами.

    Если сложить все отведенные под поля байты, то в итоге получается число 125. «Потерявшиеся» три байта — само слово TAG. которым начинается блок данных: это своеобразная цифровая подпись.

    В 1997 году ID3-тег подвергся некоторой модификации, получив версию ID3v1.1. Все незаполненные поля в теге заменялись нулевыми байтами, для того чтобы программы, использующие тег ID3v1, прекращали чтение поля, встретив нулевой байт. Изменилось и поле комментария — его урезали до 28 символов. «Сэкономленные» 2 символа перешли в новое поле — номер дорожки (track) CD. с которого была записана музыка.

    Несмотря на простоту ID3v1 (а также его модификации v1.1), у этого формата есть и ряд недостатков. Во-первых, это малый размер полей для названий композиций, альбома и исполнителя, так что длинные названия вписать не получается.

    Во-вторых, спорный список жанров: он не содержит многих распространенных музыкальных направлений, но зато в нем встречается экзотика вроде христианского рэпа.

    Наконец, ID3v1 недостает «интернациональности». Теоретически текст полей имеет кодировку ISO-8859-1. а на практике используется «родная» кодировка пользователя, заполняющего поля тега. Это приводит к знакомым всем «кракозябрам» при отображении текста в других кодировках.

    ID3v2.x. Новый вариант?

    Попытки исправить недостатки стандарта привели к созданию новой версии ID3v2. Сходство этой версии с предыдущей осталось только в названии. Так, теги версии 2.х зачастую располагаются в начале MP3-файла и имеют нефиксированный размер.

    Структура тега тоже значительно изменилась. В отличие от простых полей v1, ID3-теги «нового поколения» состоят из так называемых окон (frames). каждое из которых имеет размер 256 байт. Фрейм представляет собой кусочек данных (в кодировке Unicode) и начинается с идентификатора, который указывает на то, что именно хранится в данном окне.

    В дополнение к значительно более длинным строковым записям в ID3v2.х появились элементы, которые напрочь отсутствовали в ID3v1.x. Это, например, отдельный уровень громкости для каждого файла, специально настроенный эквалайзер, детальная информация о файле, добавленная автором композиции, графический объект (обложка альбома), URL издателя и автора, текст песни, битрейт и прочее.

    В поздних версиях стандарта ID3v2 содержится 84 типа фреймов. Кроме того, пользователь при помощи программ редактирования тегов может задавать свои собственные типы фреймов.

    Всего версий стандарта ID3v2 три: v2.2, v2.3 и v2.4. Различия по части функциональности у них минимальные (так, в v2.3 идентификатор фрейма был увеличен до 4 символов, а в v2.4 для текстовых полей стала использоваться кодировка UTF-8 ), но совместимости это отнюдь не добавляет. Проблема заключается в значительном различии структуры фреймов даже в рамках одной и той же версии. К примеру, фрейм с названием TIT2 (содержащий информацию о названии композиции) и фрейм USLT (текст песни) требуют разных алгоритмов для извлечения данных. Что уж говорить о различии структуры фреймов в разных версиях!

    Именно поэтому даже на фоне новых «удобств» ID3-тегов версии 2.х вполне закономерно выглядит тот факт, что большинство MP3-плееров распознают ID3-теги «на старый манер», то есть игнорируя нововведения последних версий. Исключением можно считать только такие проигрыватели, как Amarok или Foobar2000. которые по умолчанию пишут теги в стандарте ID3v2.4 .

    ID3-теги в мобильных устройствах

    Производители мобильных устройств, в частности MP3-плееров и телефонов. поддерживающих воспроизведение аудиофайлов распространенных форматов, конечно, не упускают возможности оснастить свои продукты толковой реализацией ID3-тегов. Подавляющее большинство современных устройств умеет правильно и корректно отображать теги разных версий.

    Индустрия пришла к этому не сразу, так как подводных камней на этом пути довольно много. Так, версия ID3v1 (и v1.1) плохо поддерживала кодировки каких-либо языков кроме английского. Это влекло за собой проблемы унификации. Так, ранние версии программного обеспечения плееров и телефонов напрочь отказывались показывать прописанные кириллицей метаданные. Но в последнее время эта проблема была решена. Это заслуга как появления новых версий ID3-тегов (в частности v2.х), так и стараний многих компаний-производителей предоставлять для локальных рынков разных стран свои сертифицированные версии устройств.

    При выборе любого устройства, умеющего воспроизводить музыку в формате MP3 (или WMA или OGG — не важно), нужно внимательно и дотошно изучить предоставленную производителем на этот счет информацию. Кстати, корректная реализация тегов до сих пор используется многими брендами как конкурентное преимущество.

    С легкой руки Apple ID3-теги стали использоваться в мобильных устройствах для более наглядной структуризации контента. Идеологию iPod — навигация не по файлам и папкам, а по метаданным композиций — сегодня используют практически все «топовые» производители мультимедийных устройств. Не отстают от них и разработчики мобильных телефонов: удобным «айподоподобным» интерфейсом может похвастаться весь модельный ряд Walkman от Sony Ericsson. а также музыкальные телефоны и смартфоны Nokia .

    ID3-теги являются самым распространенным стандартом хранения информации о содержимом файлов популярных аудиоформатов. Но, само собой, далеко не единственным. Упоминания достойны как минимум два из них.

    Это APE. который по структуре отличается от ID3 крайне незначительно. Впервые этот вариант тегов был использован в аудиофайлах формата Musepack. В дальнейшем благодаря своей простоте и гибкости он был адаптирован как основной формат тегов для аудиофайлов WavPack и OptimFROG. С версии 3.99 APE появился и в Monkey's Audio .

    Последняя версия стандарта (APEv2) поддерживает Unicode, используя UTF-8 для ключей и для их значений. К сожалению, APE изначально не был ориентирован на использование в MP3 и поэтому широкого распространения не получил.

    Похожая судьба ожидала и специально разработанный формат тегов Vorbis comment. Он используется в файлах формата Ogg Vorbis и, за редким исключением, в FLAC и Speex .

    Что такое ID3-тэги?

    Что такое ID3-тэги?

    Изначально аудио файлы были пустыми и не содержали никакой информации кроме имени файла. Ситуация изменилась в 1996 году, когда Эрик Кемп придумал ID3v1-тэги. Главная идея состояла в наполнении файлов дополнительной информацией.

    Изобретение обрело быструю популярность и стало стандартом для наиболее распространенного аудио формата - MP3.

    ID3v1-тэги позволяют хранить информацию об исполнителе, альбоме, годе выпуска, номер трэка и комментарии. Больше не нужно было придумывать изощрённые названия для своих файлов (да и не все операционные системы поддерживали длинное имя файла в то время).

    ID3v1-тэги вмещали 30 символов. Этого было в некоторых случаях недостаточно, поэтому появилась новая версия ID3v2, в которой используется совершенно другой подход.

    Во-первых, они сохраняются не в конце (как ID3v1), а в начале файла, что важно для передачи мультимедийных потоков, проигрывания файлов. Во второй версии нет ограничений по количеству информационных полей, длинные названия, добавлены некоторые функции, например, возможность загрузки текста песни и обложки диска. Большинство современных проигрывателей обладают полезными функциями на основе ID3-тэгов.

    С помощью программы mp3Tag Pro можно легко управлять ID3-тэгами.

    Что такое - теги - аудио-файлов?

    Что такое “теги” аудио-файлов?

    Давайте в продолжении темы о безлузных кодеках поговорим о не менее интересной теме — теме тегов. Что это такое? Зачем они нужны? Чем можно редактировать теги? Нужно-ли редактировать теги? Попробуем ответить на эти вопросы и не только…

    Кстати, a почему у меня на телефоне вместо русских букв в плеере "кракозябры"? А вы знаете сколько типов "кракозябр" бывают и как их отличить? Смотрите в конце статьи.

    А начнем как повелось с терминологии:

    «Тег или Тэг (от англ. tag — ярлык, метка, бирка) — метки в границах аудио-файла (в начале и/или в конце). В них может быть записана информация об авторстве, альбоме, годе выпуска и прочая информация о треке. В более поздних версиях тегов возможно хранение обложек альбомов и тексты песни».

    «Метаданные — это информация об используемых данных. Или проще информация об информации. Пример: Имя автора правки в тексте».

    «Файл — поименованная совокупность информации записанная на физический носитель (диск, флеш и т.д.)».

    «Файловый контейнер — файл в котором заключено содержимое нескольких разных типов».

    «Replay Gain — (ReplayGain, Replaygain, выравнивание громкости) — стандарт представления информации, позволяющей аудиоплеерам, использующим её, воспроизводить файлы в медиа-библиотеке с однородной громкостью».

    Часть — I: ВВЕДЕНИЕ.

    Для людей, которые давно занимаются музыкой, собирают и пополняют свою фонотеку, метаданные существенно облегчают жизнь. Так как благодаря присоединяемым к музыкальным файлам метаданным (тегам) появляется возможность дополнить музыку любой необходимой информацией, делать поиск по названиям, годам, стилям и прочее.

    Предыстория создания тегов такова. 1996 год, год когда только начали появляться на PC длинные имена файлов, год Win95, DOSовских игрушек. эх. После создания MP3 формата появилась проблема с хранением данных о музыкальном файле, а в MP3 это никак не предусматривалось.

    В 1996 году некому Эрику Кэмпу пришла идея добавить участок памяти в файл MP3, чтобы решить эту проблему. Стандарт назвали ID3v1, и он быстро стал стандартом хранения метаданных в MP3. Формат выпущен Damaged Cybernetics, подпольной группой, которая занималась взломом консольных игровых сетей. Это и дало начало всем аудио-тегам.

    Часть — II: ТИПЫ ПРИМЕНЯЕМЫХ ТЕГОВ

    Часть эта получилась длинная, хотя я пытался сократить ее как мог. Тем кому не интересно можно прочитать лишь выводы.

    Первая версия ID3-тегов занимала всего 128 байт, начинающихся со строки TAG. Тег помещался в конец файла для поддержания совместимости с ранними проигрывателями. Некоторые из них издавали небольшой шум, когда пытались прочесть тег, но большинство игнорировали его. Современные проигрыватели корректно воспринимают эту информацию.

    Поскольку для данных отводилось немного места, в таких тегах можно было хранить только базовые сведения о песне: название, альбом, исполнитель, комментарий, по 30 байт на каждое поле, 4 байта для хранения года и одного байта под жанр, который можно было выбрать из заранее определённого списка из 80 значений (позднее Winamp расширил список своими 68 значениями).

    Если названия песен или альбомов содержали более тридцати символов, они обрезались. Конечно, из-за ограничений по размеру ни о каких расширенных возможностях хранения метаданных не могло быть и речи.

    код ID3v1 тега:

    Чуть позднее в тегах ID3v1 использовалась система Lyrics3. Lyrics3 — это первая попытка внедрить текст песни внутрь MP3 файла, реализованная Петром Стрнадом (Petr Strnad). Текстовый блок помещался между строками LYRICSBEGIN и LYRICSEND в конце файла, перед тегом ID3v1.x (если его не было, то он создавался). Текст был в кодировке ISO-8859-1, максимальная длина 5100 байт, строки разделялись символами CR+LF, была сделана поддержка временны'х меток.

    Со временем был выпущен формат Lyrics3 v2.00, который имел больше возможностей (в частности, значительно увеличился размер блока, появились дополнительные поля и возможность вставки изображения). Блок версии 2.00 помещался между строками LYRICSBEGIN и LYRICS200 и имел переменную длину, которая записывалась в последних 6-ти байтах перед конечной строкой LYRICS200.

    Идея Lyrics3 не получила широкого распространения ввиду выхода стандарта ID3v2, в котором подобное было организовано более гибко и функционально.

    Комментарии и критика:

    ID3v1 много критиковали за ряд проблем. Во-первых, поля были слишком небольшими для большинства информации, которой им предстояло хранить. 30 байт не хватало для длинных названий, они урезались.

    Предложение закрепить жанр за ограниченным числом альтернатив также нашло много противников. Многим просто не нравился предложенный список, в котором не отводилось места под такие жанры, как минимализм или барокко. ID3v1 также не хватало интернационализации.

    Он утверждал, что все строки должны храниться в ISO 8859-1, но на практике пользователи часто используют национальную кодировку, поэтому нередко им приходилось видеть "кракозябры".

    В результате не просуществовав и двух лет формат потихоньку отошел. Его место занял ID3v2.

    Новый стандарт ID3v2 был разработан в 1998. Хотя он носит название ID3, он мало похож на первую версию ID3. Теги ID3v2 переменной длины и обычно находятся в начале файла что было сделано для поддержания потокового воспроизведения. Тег состоит из нескольких кадров, каждый из которых содержит какие-либо метаданные.

    Например, кадр TIT2 содержит название, а WOAR содержит ссылку на сайт артиста. Кадры могут быть длиной до 16 MB, в то время как весь тег может занимать до 256 MB. Проблемы с кодировками почти устранены благодаря поддержке UTF-16. Текстовые кадры помечаются битом кодировки, хотя "кракозябры " всё ещё возможны, если использовать свою кодировку вместо UTF-16.

    В последней версии стандарта ID3v2 есть 84 различных типа кадров и приложения также могут задавать свои собственные кадры. Есть также стандартные кадры для хранения обложки, количества ударов в минуту, прав и лицензии, слов, произвольного текста, ссылок и других данных.

    код ID3v2 тега:

    На сегодня известны и используются три версии ID3v2:

    ID3v2.2 — первый широко используемый ID3v2. Используется трёх-символьный идентификатор кадра вместо 4х(TT2 для названия вместо TIT2). Этот стандарт считается устаревшим.

    ID3v2.3 — расширяет идентификаторы до 4 байтов и добавляет количество кадров. Кадр может содержать много значений, разделённых знаком «/». Это наиболее распространённая версия тегов для файлов Mp3.

    ID3v2.4 — это самая поздняя версия, датируемая ноябрём 2000. Она позволяет хранить строки в UTF-8. Для разделения значений используется нулевой байт, поэтому знак «/» можно спокойно использовать в тексте, появилась возможность добавить тег в конец файла, как в первой версии.

    Хотя различные версии ID3v2 концептуально похожи, оказалось достаточно сложно воплотить поддержку их всех. Есть несколько тонких и критических различий между версиями. Даже внутри версии структуры кадров очень различаются.

    Например, кадр TIT2 с названием и USLT с текстами песни требуют различных алгоритмов по извлечению данных. С 84 различными кадрами требуются десятки суб-парсеров. Когда дело доходит до Windows Explorer, появляются другие проблемы. Когда в MP3 файле используется тег версии ID3v2.4, Windows Explorer не может прочитать теги, поскольку он поддерживает только версию ID3v2.3.

    Хотя ID3 был изобретён для MP3, в этом стандарте можно хранить теги и в отличных от MP3 форматах файлов. На практике, единственный формат, который широко использует ID3v2, это AIFF, где тег хранится внутри RIFF области под именем «ID3».

    Комментарии и критика:

    ID3v2.Х. несомненно считается прорывом для тегов и на сегодняшний день версия 2.3 наиболее используемая. Версия 2.4 несмотря на добавленную кодировку UTF-8 и унификацию фреймов ничего кардинального не поменяла, а порой даже создает трудности для программистов.

    По этой причине поддержка данной версии в плеерах иногда отсутствует или реализована частично.

    Проблема отображение "кракозябр" в целом преодолена, но сказать, что исключена, нельзя.

    Изобилие версий, наличие множества мелких несоответствий и несовместимостей между структурами фреймов, а также чрезмерная гибкость тега, доставляют немало хлопот разработчикам программ и пользователям.

    Vorbis comment

    Формат Ogg Vorbis официально появился в 2002 году усилиями некоммерческой организации Xiph Foundation и при разработке метаданных для него учитывались проблемы связанные с тегами других форматов. Теги для формата Ogg называются "Vorbis comments" или реже "Ogg Comments".

    Комментарии Vorbis — это контейнер для метаданных, используемый в форматах аудио-файлов Vorbis (ОGG). FLAC. и Speex.

    Тег Vorbis — это список полей в формате ИмяПоля=Данные. Имя поля может состоять из печатаемых ASCII символов, 0x20 (пробел) — 0x7D («>»), исключая 0x3D («=») и 0x7E («

    »). Поля не чувствительны к регистру, так что "artist" и "ARTIST" — одно и то же поле.

    Количество полей и их длина ограничены величиной 4 294 967 295 (максимальное значение 32-битного целого), но большинство приложений для редактирования тегов налагают более строгие ограничения. Данные кодируются в UTF-8, так что любая строка Unicode может быть использована как значение.

    Разрешены любые имена тегов, и не существует формата для значения данных. Разрешено так же использовать имена полей более чем однажды. Эта возможность используется для поддержки множественных значений, например два поля artist=. для перечисления имен двух исполнителей одной композиции.

    код Vorbis тега:

    В комментариях Vorbis не предусмотрено хранение двоичных данных. Это сделано намеренно, комментарии предназначены для использования как часть формата контейнера, такого как Ogg, и любые дополнительные двоичные данные следует кодировать напрямую в контейнер.

    Простыми словами этот формат тегов не умеет хранить, картинки или обложки дисков, для этого изображения предварительно кодируются в псевдокоды, подобно вложениям в электронной почте, из-за этого размер тэга увеличивается в несколько раз.

    Несмотря на то, что формат разрабатывался с целью потокового вещания, он чувствителен к повреждению данных, поскольку при любом изменении метаданных происходит переписывание и изменение структуры данных всего файла. Это может проявиться при записи больших изменений метаданных. Но в целом эта проблема, усилиями разработчиков ПО, решаема.

    Комментарии и критика:

    Плюсами формата являются: гибкая система тега, выстраиваемая самими пользователями и использование кодировки UTF-8. Конечно, есть отрицательные моменты, но разработчики не стоят на месте.

    На данный момент известно, что они собираются ввести официальную поддержку хранения обложек диска (то что сейчас есть – неофициальные наработки), за основу взята структура специального блока метаданных от формата FLAC, но кодируется она также в псевдокоды.

    Еще один минус привязка данного формата тегов к продукции одного производителя, при этом сейчас он больше продвигается через формат FLAC, а не OGG.

    WM metadata

    Одновременно с разработкой и продвижением WM формата компания Microsoft разрабатывала свои медиатеги. Поскольку WMA является частью стандарта Windows Media, то и тег создавался единый как для аудио, так и для видео. Метаданные для WM не имеют конкретного названия, компания Microsoft называет их просто: мультимедийные данные, но распространены и такие названия как ASF/WMA-tag или WMA/ASF-comments/metadata.

    Структура WM metadata очень напоминает ID3v2tag. Тег разделен на категории, каждая из которых имеет свой заголовок и может варьировать свой объем.

    код WM тега:

    Названия категорий во многом совпадают с ID3v2, хотя есть и дополнительные, связанные с видео, такие как: продюсер, информации о киностудии, возрастной рейтинг и т.д. Сам тег с потоком аудиоданных при этом запаковывается в контейнер-оболочку ASF (Advanced Systems Format).

    ASF позволяет автоматически заносить информацию из тегов звуковых файлов в архив и хранить, метаданные распределено, то есть непосредственно в звуковых файлах.

    Расширение файла может быть *.wma или *.asf, причем расширение *.wma используется, только для аудио файлов. WM metadata базируются на XML-Syntax, который может использовать практически любые кодировки ISO/IEC 8859 или Unicode, но для WM metadata используется исключительно Unicode.

    Комментарии и критика:

    К плюсам WM metadata можно отнести использование Unicode-кодировки и фиксированную структуру тега не создающую проблем при их чтении и редактировании.

    К минусам же можно отнести малую распространенность и низкую популярность самого WMA формата.

    MP4 / iTunes metadata

    В 1998 году группа экспертов MPEG (Motion Picture Experts Group) представила новый формат MPEG-4, предназначенный для хранения и передачи аудио и видео данных. А MP4 в свою очередь является контейнером для формата MPEG-4.

    В качестве стандарта для аудио в формате MPEG-4, компания Apple Computer (теперь просто Apple) в 2002 году предложила стандартизировать формат AAC (Advanced Audio Coding), разработанный группой специалистов, в которую входили представители Fraunhofer (разработчик MP3), Dolby, Sony, AT&T, и Nokia. А в ноябре 2004 Apple заявила о добавлении в свой арсенал еще и формат AAC+.

    Логично полагать, что компания Apple, предложившая формат M4A, разработавшая защиту для него и активно использующая его в своих, Mac, iTunes Music Store, iTunes и iPod, позаботилась о разработке тегов для "своего" формата.

    М4А так же как и WMA оснащен своими собственным механизмами хранения информации метаданных. Метаданные входят в состав самого контейнера MP4, который сформирован из объектно-ориентированных структур, называемых атомами. Каждый атом идентифицируется тегом и длиной.

    Большинство атомов описывают иерархию метаданных, несущих в себе информацию о медиа-данных файла. Это собрание атомов содержится в атоме, называемом "кино-атом". Расположение самих медиа-данных строго не определено.

    В файле MP4 они могут содержащемся в одном или более mdat, в медийных информационных атомах или размещаться вне файла MP4 с доступом через URL. Естественно для текстовых полей используется исключительно Unicode (UTF-8). Кроме стандартного набора полей в MP4 metadata так же, как и в WM metadata имеется большой набор специализированных полей для видеоинформации.

    Для "голого" формата ААС теги никогда не разрабатывались, так как в теории присоединение к файлу тега может привести к потере совместимости со стандартом. Но на пракрите ААС успешно используют с ID3tag ранних версий, а в последнее время и версии 2.4, например, компанией Nokia. Кроме того неофициальным тэгом для этого формата является APEv2.

    Однако использование ID3 второй версии для ААС все же не рекомендуется. Несмотря на то, что безконтейнерный ААС формат всё реже используется для хранения аудио, компания Nokia предлагает его использовать как один из основных после MP4.

    Комментарии и критика:

    Компания Apple учла плюсы и минусы, имевшиеся у других форматов, поэтому критических нареканий к MP4 metadata не имеется.

    Фактически, это один из самых удобных и сбалансированных форматов тегов. Отрадно так же то, что компанией осуществляется поддержка своего программного обеспечения, а так же MP4/iTunes metadata.

    ATRAC metadata

    ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding) – формат, который практически синхронно с МР3, начал разрабатывать гигант SONY. По существу, это файл MP3, а ATRAC используется как кодек. Можно сказать экзотический формат, поскольку используется только в девайсах от компании SONY / SONY-Ericsson.

    Для защиты своего контента компания Sony так же применяет технологию OpenMG DRM, которая является неотъемлемой частью формата.

    Метаданными компания Sony стала оснащать свой формат, начиная с версии ATRAC3, но изобретать свой собственный формат для метаданных не стала, а попросту переняла тег ID3v2. ATRAC metadata использует стандартные типы фреймов тега ID3v2, но помимо стандартных типов фреймов, имеются и специальные TXXX и GEOB, содержащие метаданные OpenMG, предназначенные для ограничения нелегального распространение музыки.

    Таким образом, народный ID3 tag был поставлен на службу коммерческим технологиям. Думаю нет необходимости описывать причины, по которым данный формат в народе по сегодняшний день не находит широкого применения. Так же практически полностью отсутствует программное обеспечение, поддерживающее данный формат.

    Собственно только компания Sony предлагает программу SonicStage, которая позволяет транскодировать такие форматы как MP3, AAC или WMA в формат ATRAC для дальнейшего переноса на разные цифровые устройства SONY.

    Но и эта программа находится в поле критики, поскольку при транскодировании форматов происходит перезапись метаданных, содержащиеся в первичном файле в ATRAC metadata и происходит это не всегда гладко. Были нередки случаи, когда происходила потеря метаданных или их искажение. А кроме того, при конвертации снижается качество звука.

    Комментарии и критика:

    ATRAC metadata имеет все те же недостатки, которыми обладает ID3v2 tag. Сам формат ATRAC малопопулярен и в его распространении принципиально заинтересованы только продавцы музыки, но ни как не пользователи.

    APEv2 теги используются для хранения метаданных, таких как название альбома, исполнитель, номер трека в аудио файлах. Изначально первые версии тегов (APEv1) были предназначены для формата Monkey's Audio, но Фрэнк Клемм(Frank Klemm) модифицировал их, добавив заголовок (header), дав этим самым возможность APE тегам располагаться в начале файла. и также реализовав хранение метаданных в формате Unicode.

    Впервые этот вариант тегов был использован в аудио-файлах формата Musepack, но в дальнейшем, из-за простоты и гибкости этого варианта, он был адаптирован как основной формат тегов для форматов WavPack и OptimFROG, для Monkey’s Audio (с версии 3.99) и TAK.

    Аудиоплеер Foobar2000 позволяет использовать эти теги в файлах MP3, вместо стандартных ID3 тегов, потому что APEv2 теги легче записывать, и они более гибкие в использовании. Тем не менее, из-за того, что APEv2 не были изначально ориентированы на использование в MP3 файлах (в отличие от ID3 тегов), существует ряд проблем.

    Например, строка APETAGEX является началом APEv2 тега, а строка TAG — началом ID3v1 тега. Поэтому если TAG в APETAGEX заканчивается там, где ожидается ID3v1 тег, то это значение может быть прочитано неверно. Кроме того, ID3 содержат так называемую «схему рассинхроницазии» («unsynchronization scheme»), которая не позволяет аудиоплеерам проигрывать данные тегов.

    Формат APEv2 не поддерживает такую схему, поэтому наличие APEv2 тега может вызывать ошибки чтения или шумы в конце MP3 файла.

    код APEv2 тега:

    По формату APEv2 теги концептуально ближе тегам Vorbis, чем к ID3 тегам. Так же, как и "Vorbis Comments", они представляют собой неструктурированные пары ключ/значение, но в отличие от них, эти теги хранят список значений для каждого ключа, а не ключ для каждого значения.

    Не понятно? Для примера возьмем трек, который содержит данные о двух исполнителях. В «комментариях Vorbis» эти данные будут храниться как два отдельные поля ARTIST, а в теге APEv2 — как одно поле ARTIST, с двумя значениями, разделенными нуль-символом (байтом со значением, равным 0)

    Значения APEv2 тегов могут быть помечены как принадлежащие к типу «text», «binary» или «external». То есть можно в тело тега записать нормальную картинку или размещать "линки" выходящие за контейнер.

    Комментарии и критика:

    Несомненно APEv2 имеет ряд преимуществ, таких как отсутствие ограничений на количество и длину полей, использование Unicode и легкость записи и редактирования. APEv2 используют для различных аудио форматов, поскольку тег обладает хорошей гибкостью.

    Однако есть технические моменты, создающие проблемы при чтении тега некоторыми плеерами, но в целом это не мешает APEv2 располагаться в списке поддерживаемых тегов практически у всех плееров и редакторах метаданных.

    Часть — III: ПРИМЕНИМОСТЬ ТЕГОВ

    Увы не все теги можно применить ко всем файлам, но есть среди них и "универсалы", смотрим картинку:

    Часть — IV: ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА

    Вот мы и дошли до той части статьи в которой кроме копи/пасты мне нужно пошевелить мозгами.

    Итак, что-же выбрать? Мой ответ наверное будет немного обескураживающим — НИЧЕГО из вышеперечисленного!

    Как мы выяснили все теги пишутся в разные части файлов, все теги не стандартизованы и не проверены, тегов в одном файле может быть сколь угодно много, на все теги тратится драгоценное время плеера на сканирование, это фигня если индексируются 10 альбомов, а если это диск объемом в 2Тб?

    Давайте зададим себе вопрос зачем нам надо держать в своей фонотеке тексты песен, ведь я могу зайти в Internet и скачать их за 6 сек с серверов которые специализируются на лирике, где она постоянно обновляется и множество плееров это поддерживают. Очень редко когда есть необходимость, или назовите это бзиком, хранить картинки в файлах, такая фича может потребоваться при составлении сборников.

    Еще есть проблема которая появилась с некоторыми современными плеерами типа AIMP или Foobar — они позволяют "на лету" выставлять рейтинг из 5-ти звездочек. Пишется этот рейтинг опять в наши многострадальные теги, после чего "раздать" файл по сети под той-же раздачей будет невозможно, файл-то изменился и хеш уплыл. И не известно в какой тег, какого формата плеер записал информацию.

    На практике бывают и такие курьезные случаи — альбом разделен на треки и в каждом треке по гигантской картинке по размеру совместимой с размером самого трека (типа, здрасте — я обложка). Еще совершенно не понятно зачем писать тег к файлу-образу диска?

    Это конечно экстремальные случаи скажите вы, и будете правы. Но давайте разберем обычный случай когда при большой фонотеке мы пытаемся весь диск или директорию проиндексировать в плеере? Долго грузится, правда?

    А это происходит от части потому, что наш плеер читает эти самые теги, каждый раз, разбираясь во всех типах тегов, фильтрует бинарные данные, уровни ReplayGain, годы, исполнителей и так далее и тому подобное. Какой выход?

    Выход довольно прост. Давайте подумаем, что обычный меломан хочет знать о своем артисте?

    1. Имя исполнителя

    2. Название альбома

    3. Название треков из альбома

    4. Номера треков из альбома

    5. Год выпуска альбома или диска

    6. Жанр музыки.

    7. крик души: "Еще б картинку альбома!"

    и еще желательно делать какие-нибудь пометки для себя.

    Знаете куда я клоню?

    Правильно к началу-начал к файлу CUE.

    Часть (последняя) — V: CUE sheet файл для аудио треков или для аудио-имиджа.

    Cue sheet, или файл cue, — обычный текстовый файл, содержащие команды, а так же метаданные, которые описывают раскладку треков CD или DVD диска. Файлы cue имеют текстовый формат и расширение .cue.

    Впервые файлы cue sheet появились в программе CDRWIN. Теперь они поддерживаются многими приложениями так же они используются для определения подлинности оптических дисков и многими, но не всеми мультимедиа проигрывателями.

    Для Audio-CD cue файлы указывают названия и исполнителей альбома и его треков, а также имена одного или более используемых аудиофайлов. Синтаксис cue sheet файлов позволяют использовать как одиночные (потрековые) файлы MP3, WAV, FLAC, APE. так и образы диска сжатые или нет.

    Файлы cue Позволяют восстановить полную реальную копию диска из lossless файла имиджа с задержками между дорожками, с информацией ISRC и т.д.

    Синтаксис прост как автомат Калашникова:

    Команда игнорирования строки (комментарий)

    REM GENRE ""

    Жанр музыки — любой хоть "Шансон Уркаганский"

    REM DATE ""

    Год или дата в любом формате.

    CATALOG ""

    Номер диска по каталогу UPC/EAN

    UPC (универсальный код товара) — американский стандарт штрих-кода.

    EAN (европейский номер товара) — европейский стандарт штрих-кода, предназначенный для кодирования идентификатора товара и производителя. Является надмножеством американского стандарта UPC.

    PERFORMER ""

    В начале: Исполнитель или создатель работы в целом. После строки TRACK: Исполнитель или создатель соответствующего трека.

    В начале файла название альбома в целом. После строки TRACK: название соответствующего трека. Команда TITLE пишется до команды TRACK, написанная после автоматически будет отнесена к следующему TRACK.

    Поля PERFORMER и TITLE могут содержать любой набор символов заключенных в кавычки (". ") кроме самого символа кавычки (").

    FILE "имя файла" ДАННЫЕ

    Имя файла, содержащего данные. Может быть указано с указанием пути к файлу и обязательно заключено в кавычки. В названии файла или пути к нему не должно содержаться кавычек (")!

    За именем файла обязательно должен быть указан тип данных: WAVE, MP3, BINARY, MOTOROLA, AIFF или DATA для форматов сжатия без потерь это поле должно быть WAVE, для файлов кодированных с потерями MP3. BINARY или DATA используются для записи дисков с компьютерными данными.

    Для записи CD необходимо,чтобы аудио-файлы были в формате 44.1KHz 16-bit Stereo PCM обычно несжатые WAV, реже AIFF, для использования CUE в качестве плей-листа для медиа-проигрывателей и плееров это абсолютно не критично.

    TRACK [номер] [тип данных]

    Определяет трек, с указанием номера и типа данных. Последующие строки, такие как INDEX, TITLE и PERFORMER, предоставляют информацию касательно этого трека и могут располагаться в любом порядке.

    [номер] — номер трека цифры от 1 до 99 (формат CD не допускает больше 99 треков)

    [тип данных] — тип данных может быть следующих типов:

    AUDIO — Audio/Music (2352)

    CDG — Karaoke CD+G (2448)

    MODE1/2048 — CDROM Mode1 Data (cooked)

    MODE1/2352 — CDROM Mode1 Data (raw)

    CDI/2336 — CDI Mode2 Data

    Указывает начальную позицию внутри данных, где начинается данный трек, в формате ММ:СС:ФР (минута-секунда-фрейм, например 04:18:63 = 4 минуты, 18 секунд, 63 фрейма).

    Максимально допустимое значение для фреймов CDDA составляет 74. Бывает двух видов INDEX 01 — указывает на начало трека и INDEX 00 — указывает "прегап" (обычно двух секундная задержка). В мульти-файловом cue файле обычно используется только INDEX 01 со значением 00:00:00. Первый по счету индекс всегда должен начинаться со значения: 00:00:00

    Команда указывающая создать перед началом трека зазор в формате ММ:СС:ФР

    POSTGAP ""

    Команда указывающая создать за треком зазор в формате ММ:СС:ФР

    эти две команды POSTGAP и PREGAP должны находится после всех комманд INDEX. Разрешено использование только одной команды POSTGAP или (и) PREGAP на трек.

    Поле может быть длинной 12 символов и содержать буквы ABCDE и цифры. В организации ISRC хранятся данные не по альбомам, а по трекам, т.е. команду ISRC можно писать после команды TRACK, но перед INDEX.

    SONGWRITER ""

    Если расположен в начале cue sheet то обозначает композитора всего диска, возможно использование по трекам, в этом случае команда пишется за треком.

    REM REPLAYGAIN_TRACK_GAIN

    REM REPLAYGAIN_TRACK_PEAK

    Информация ReplayGain.

    CDTEXTFILE

    Позволяет добавить файл для записи CD-TEXT так CDTEXTFILE <имя файла>

    Флаги субкода трека, могут быть четырех видов:

    "PRE" — (Pre-emphasis) — самый страшный флаг. Включены пред-искажения, слушать можно только звенит сильно. Для нормального прослушивания есть деконвольверы, но эта тема для отдельной статьи, и встречается этот флаг крайне редко, хотя и "метко".

    "DCP" — (Digital Copy Permited) — то есть диск не защищен от записи, копируйте на здоровье! И по идее Михалкову за такие диски с такой меткой платить не надо. Но, на домашних рекордерах в которых встроена система SCMS с используемым флагом можно будет сделать только одну копию.

    "4CH" — понятно из названия, в практике я никогда не встречал.

    "SCMS" — (Serial Copy Management System) — если есть такое поле диск не оригинальный, а скопированый! Эту систему использовали некоторые домашние рекордеры и редкие компьютерные приводы. Для защиты создания "копии с копии" и копии вообще.

    А вот примеры:

    Слева пример мультифайлового cue, справа cue для файла-имиджа как видите в нем великолепно уживаются разные языки в данном случае русский и немецкий.

    На просторах жестких дисков встречаются несколько типов файлов cue обычно подписаных:

    Non compliant — не предназначен для проигрывания (использования в качестве плей-листа) с помощью плееров (теги прописаны в самих файлах), у него единственная функция использование при записи.

    Межтрековые зазоры могут указываться как в виде PREGAP 00:00:50, так и в виде двойных индексов — INDEX 00 + INDEX 01 (во втором случае cue прекрасно читается плеерами, а не только прогами для прожига типа EAC, Burrrn и Plextools Команда PREGAP также не поддерживается Nero и большинством программ для записи образов AudioCD!

    Compliant — предназначен для проигрывания (использования в качестве плей-листа) с помощью плееров и находит понимание во всех прогах для прожига дисков.

    ИМХО такое деление "от лукавого". Значений INDEX хватает во все времена.

    Согласитесь, это то что мы искали! Он удовлетворяет всем нашим требованиям по данным. Файл очень маленький, не требует специальных программ для редактирования, легкий синтаксис, не вписывается внутрь нашего ценного музыкального файла, допускает пакетную обработку текстовыми редакторами, поддерживает UTF-8. И в отличии от любых тегов позволяет сделать самое главное — при желании восстановить оригинальный диск, жалко, что это не со всеми типами CUE проходит.

    Как водится и тут зарылись несколько минусов — не все медиа-железки и телефоны согласны работать с такими файлами, но в предыдущей статье я оговаривался, что для телефонов и МП3 с тегами ID3v2 можно пожать, было-бы из чего.

    Что делать если нет cue файла — создать или загрузить из Internet, а вот чем, как и где в другой статье про софт.

    Итак я в своей коллекции (больше 5 Терра Байт) использую файлы CUE в качестве плей-листа. Вы спросите, а почему не MRU или LST, либо другие плeйлисты?

    Ответ прост — большая часть файлов образы дисков которые без файла CUE воспроизвести по трекам нельзя, потому не M3U и не LST. Я стандартизировал фонотеку таким образом.

    Я запретил Foobar-у грузить все расширения файлов кроме .CUE. Таким образом получается, что имидж-файлы я воспроизвожу как обычно через cue-файл, а раздельные файлы при помощи cue-плейлиста.

    Но это уже другая тема, везде должен быть порядок!

    В грядующей статье. «О "фен-шуе" в цифровой коллекции музыки ».

    Как и обещал — наш ответ "кракозябрам" !