Софт

опера оф сайт

Рейтинг: 4.6/5.0 (1028 проголосовавших)

Категория: Windows: Браузеры

Описание

Opera - официальная страница

Opera - официальная страница

Чтобы подписаться, Вам необходимо войти .

Информация

О компании: Opera — норвежская компания, разработчик хорошо известных и бесплатных браузеров (браузер Opera для компьютера, Opera Mini для мобильных, Opera для Android, Opera Coast для iOS), а также ряда уникальных технологий для быстрого и комфортного доступа в интернет. Показать полностью..

Полезные статьи:

Обзор актуальной версии Opera для компьютера - http://opr.as/i3v

Новогодние праздники - самое время устроиться поудобнее перед экраном монитора и смотреть любимые сериалы в браузере Opera. Тем более, что все новые пользователи Opera для компьютера получают 14 дней просмотра сериалов на AMEDIATEKA в подарок!

Итак, конкурс: «Я смотрю сериалы»! Выкладывайте у себя на стене фото-доказательство того, что вам ничто не мешает смотреть сериалы, с хэштегами конкурса #ясмотрюсериалы. #opera. #amdeiateka. Покажите, как и где вы это делаете, а обладателю самого удивительного способа просмотра из самого невероятного места мы подарим годовую подписку на Амедиатеку, ещё пятеро получат подписки на 1 месяц.

Конкурс проводится до 10 января 2016 года. Для участия необходимо перейти по ссылке http://opr.as/amediateka и набирать баллы за разные действия.

опера оф сайт:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Опера оф сайт

    Что такое Opera?

    Opera. прежде всего, является клиентом World Wide Web, то есть программой для извлечения информации из WWW в виде документов, созданных с помощью HyperText Markup Language (языка разметки гипертекста HTML). Opera написан с чистого листа на языке С++ и не использует кода, основанного на NCSA Mosaic.

    Но есть и преимущества этого браузера для конечного пользователя: нет бесполезных накладных расходов, нет раздутых размеров, нет компромиссов в скорости, только новейшие навыки и технологии программирования, и как следствие — быстрый, стабильный код, который, в отличие от многих конкурентов, придерживается стандарта HTML, установленного World Wide Web Consortium http://www.w3c.org .

    Что же изменилось с приходом Opera?

    Он сразу составил серьезную конкуренцию обеим лидерам и является, во многом, гораздо более удобным в работе, чем IE & NN. Популярен он и у отечественных пользователей. Во многом это произошло из-за бедности нашей аппаратной базы, но не только поэтому. Этот браузер имеет еще массу плюсов, помимо малого размера. Имеет он и свои недостатки.

    Но, во-первых, многие из этих недостатков преодолимы при помощи ряда приемов, о которых пойдет еще речь, а во-вторых, этот программный продукт находится еще в стадии развития. И с каждой новой версией (а сейчас выпущена уже пятая версия) он становится все лучше и устойчивей. Недаром компания выбрала для своего продукта девиз: "Больше функций — меньше размер".

    Так, Opera for Windows занимает на диске всего 1,9 Мбайт, в то время как Netscape Navigator 4.0 — 8,3 Мбайт, а Microsoft IE 4.0 — 40 Мбайт. Благодаря этому данный Web-браузер можно исполнять даже на старых ПК (таких, как 386-е компьютеры с памятью объемом 4 Мбайт), достигая при этом приличного быстродействия.

    Хотя для работы с Оперой 5.хх и Java вам потребуется Pentium 166MHz, 32 MB ОЗУ и 65 MB свободного дискового пространства для запуска.

    Причины популярности Opera

    Opera отличается малыми размерами, скоростью загрузки HTML документов как из Интернета, так и с локального диска, универсальностью в загрузке и отображении веб-страниц, богатством настроек и абсолютной функциональностью. Благодаря многообразию своих настроек, Opera может помочь вам сберечь драгоценное онлайновое время и работать с вашим компьютером наиболее эффективно, то есть использовать Opera как профессиональный броузер, управляя выводом графических изображений, использованием каскадных таблиц стилей и интерфейсом.

    Вы можете в реальном времени переключать режим отображения картинок (клавиша "G" или соответствующая кнопка на панели инструментов), не касаясь своих основных настроек. Это значит, что если документ загружается медленно из-за слишком большого количества графики, то нажатие всего одной кнопки резко ускорит этот процесс. Многие HTML-документы плохо читаются из-за непрофессионализма веб-дизайнеров. Например, если цвет фона и цвет текста сливаются. В других броузерах это способно составить серьезную проблему, а в Opera вы можете одним щелчком переключаться между настройками документа и своими собственными (CTRL-G).

    Если размер шрифта в документе слишком мал, можно изменить его масштаб от 20% до 1000%! В общем, можно очень многое. И при этом настройки вовсе не кажутся громоздкими. Работу с Opera можно начать немедленно, постепенно осваивая все больше возможностей. Opera поддерживает каскадные таблицы стилей (CSS). Таблицы стилей могут быть определены либо в самом HTML-документе, либо по ссылке на внешний файл стилевых таблиц. Это помогает легко форматировать документы, экономя дисковое пространство и соблюдая согласованность стилей.

    Opera поддерживает большую часть стандарта CSS1, описанного сейчас консорциумом W3C. Хорош Opera и с точки зрения информационной безопасности. В частности, благодаря тому, что Opera — это европейский продукт и он не подпадает под ограничения на вывоз информационных технологий шифрования, которые действовали до недавнего времени на территории США. Это единственный коммерческий броузер, поддерживающий высочайший уровень безопасности: 128bit SSL 2 и 3, а также TLS 1.0. 128-битный шифр считается достаточно безопасным для современного уровня развития технологий, так что при защищенном соединении онлайновые покупки и банковские операции можно совершать, не опасаясь нарушения конфиденциальности.

    Еще одна особенность этого броузера — так называемый MDI-интерфейс. Opera может открывать многочисленные окна (SHIFT+щелчок левой кнопкой мыши) вместо открытия многочисленных экземпляров броузера, что экономит память и время, а также же предоставляет массу удобств в навигации между документами и управлении ими (т. е. страницы открываются как документы в Microsoft Word, а не как в IE & NN). Благодаря этому экономится как память, так и место на рабочем столе. Достаточно удобно работать и с 30-ю открытыми страницами, и с 3-мя.

    Другая уникальная возможность — открытие нового окна документа в теневом режиме, не перекрывая страничку, которую Вы читали (SHIFT+CTRL+щелчок левой кнопкой мыши). Это действительно экономит время при просмотре большого списка результатов поиска или списка ссылок.

    Opera поддерживает большое количество Netscape-совместимых плагинов, включая 32-битный Java-плагин от Sun. Установка плагинов достаточна проста и не требует специальных знаний. Все они находятся в каталоге "Plugins"домашней директории броузера. В частности, отлично работает плагин, предназначенный для вывода изображений, созданных по технологии ShockWave. Кроме того, Opera может проигрывать звуковые файлы MID и WAV (используя плагин), отображать картинки GIF и JPG, показывать AVI-видео (предполагается, что вы установили Video for Windows). С помощью плагинов Opera может отображать множество мультимедийных файлов и, скорее всего, за счет установки новых плагинов позволит демонстрировать те мультимедийные файлы, форматы которых еще только будут использоваться в будущем. Представляя собой не просто браузер, а интегрированный пакет для работы в сети Интернет, Opera предоставляет и дополнительные возможности, помимо вывода содержимого WWW-страниц.

    Есть полноценный почтовый клиент (но есть и возможность подключения внешнего клиента, причем без всяких дополнительных ухищрений), есть и программа для работы с конференциями.

    С пятой версии в Оперу добавлена поддержка работы с сервисом ICQ. Но пользоватся не особо удобно — нельзя изменить цвет и размер шрифта, неудобный поиск пользователей ICQ.

    С пятой версии добавлен встроенный поиск. Встроенный глобальный поиск, плюс еще и mp3, доменных имен, изображений, компаний. Проверял — удивительно, но работает. Нельзя настроить свои поисковые системы, так как они зашиты в exe-шник Оперы.

    К тому же Opera может показывать WAP-страницы (т. е. страницы, предназначенные для отображения на дисплеях сотовых телефонов). Хотя русские WAP сайты не особенно хорошо.

    Есть опция "Reload every", где можна задать время обновления страниц в минутах или часах. При зависании теперь можна открыть последние страницы (вспывающее окно при загрузке Оперы).

    Еще один немаловажный факт — это дизайн пользовательского интерфейса. Opera написан для Microsoft Windows и использует стандартный дизайн Windows-программ. Следовательно, пользователи интуитивно узнают большинство функций по аналогии с другими программами. Стандартно сделанные меню, обычная последовательность кнопок на панели и другие функции, например, возможность одновременного открытия множества окон знакомы всем по обычной работе с MS Windows. Это позволяет преодолеть трудности первых шагов в новом программном продукте (например, не так, как в ICQ, где первоначальная непривычность пользовательского интерфейса представляет собой серьезную проблему).

    Разработчики Opera позаботились и о тех, кому кажется неудобной медленная работа с мышью. При разработке управления программой был сделан упор на быстрый и простой доступ к важным функциям как с клавиатуры, так и при помощи мыши. Благодаря этому, по мере освоения броузера, работа с ним все больше ускоряется. Пользователь запоминает все больше клавиатурных команд, что позволяет существенно ускорить работу со страницами, что важно для тех, кто работает в Интернете профессионально и просматривает за сеанс большое количество информации.

    Достоинства Оперы

    Рассмотрим возможности и преимущества Оперы.

    • Низкие требования к ресурсам системы. Opera будет работать даже на 386 компьютере с 6 Мб оперативной памяти.
    • MDI интерфейс. Вы можете без особых затрат памяти открывать любое количество окон внутри одного рабочего окна, выбрав при этом табличный или каскадный режим.
    Простых пользователей это просто пугает (кстати Microsoft переписав Office 2000, отказалась от MDI окон) и, кроме того, при сбое в одном из MDI окон закрываются все.
  • Высочайщий уровень безопасности. Опера поддерживает 128 битное шифрование по стандартам SSL2/SSL3, а также TLS 1.0. Правда, почему то пароли к почтовому ящику и ICQ хранятся в обычных INI файлах, без всякой шифровки.
  • Переключение отображения картинок в ходе работы и для каждого окна по отдельности.
  • Переключение отображения документа между настойками документа и настройками пользователя (цвет фона, цвет и шрифт текста и ссылок).
  • Изменение масштаба документа от 20% и до 1000%.
  • Несмотря на свой маленький размер, Опера поддерживает и CSS, и Java, также она поддерживает plugin-ы от Netscape, которые можно скачать с ее фирменного сайта.
  • Поддерживает такие протоколы передачи данных, как FTP, Gopher и WAIS. Кроме того, с помощью Оперы можно читать новости и отправлять почту.
  • Интерфейс Оперы легко изменяется. Можно скачать и установить другие кнопки интерфейса или нарисовать свои собственные.
  • Все команды дублируются на клавиатуре, что позволяет увеличить скорость работы.
  • Очень удобный список закладок. Свои старые закладки можно импортировать как из NN, так и из IE. Добавление всех активных документов в закладки производится одним щелчком мыши.
  • Опера позволяет загружать документы в фоновом режиме, не меняя положения текущего окна.
  • Очень хорошо работает кэширование страниц. Много настроек. Вообще кэш Оперы и IE даже как-то неприлично сравнивать, потому что то, что есть под этим названием у IE, как оказалось после пользования Оперой кэшем и назвать-то нельзя.
  • Опера легко настраивается под ваши нужды. Если Вам не нравится cookies или отслеживание посетителей, фреймы, мультимедиа или JavaScript, одно нажатие кнопки выключит их.
  • Практически все настройки в Опере легко меняются.
  • Опера 4.0 в отличии от версии 3.62 написана с нуля — и не основана на коде Mosaic или какого-либо другого браузера.
  • Существуют версии Оперы для Windows95/98/NT, Windows 3.xx, OS/2, MacOS, Unix, Amiga, BeOS, Pseon, EPOC, Linux.
  • Служба поддержки профессиональна, мила и расторопна. И многое другое.

    Об отдельных недостатках..

    Несмотря на все свои плюсы, есть у Opera и свои недостатки.

    Первый, и очень существенный недостаток — Opera является коммерческим продуктом, регистрация которого стоит во всем цивилизованном мире 39 $. Хотя начиная, с пятой версии существует и freeware вариант — вы просто постоянно будете видеть рекламный баннер, а если вы купите лицензию, зарегистрируете, то баннер иcчезнет.

    Второй существенный недостаток — это все-таки отсутствие поддежки некоторых русских кодировок в английских версиях программы. Всевозможные технические ухищрения, на которые приходится идти для полноценной работы с браузером могут отпугнуть рядового пользователя. Русификация программы уже не проблема.

    В данный момент выпущена русская Опера 5.02, но автоматическое определение кодировок оставляет желать лучшего.

    Третий минус — недостаточно надежная работа со скриптами (как javascript, так и vb-script). Несмотря на заявленную поддержку javascript, накладки все же бывают.

    Opera не заявляла о поддержки JavaScript (это вообще детище фирмы Netscape, Microsoft давно делает свой JScript), было сказано о поддержке языка EMCAScript (JavaScript и JScript — EMCAScript-совместимые языки). А накладки возникают не из-за различия NC/IE JavaScript и Opera EMCAScript (многие программисты вообще не знают и не используют всех возможностей первых двух языков), а из-за отсутсвия в Opera поддержки какой бы то ни было DOM (вообще-то Opera обещала поддерживать W3C DOM I, но, по признанию разработчиков, у нее еще "не дошли руки", а поддерживать Netscape DOM или Microsoft DOM она (компания) не собирается). JAVA-плагин (или все же Java Virtual Machine?) также не всегда оказывается полностью совместим с программным обеспечением просматриваемых страниц.

    Информация этой страницы взята с сайта http://www.myopera.net/

    Opera - Официальный сайт - МегаФон - Московский регион

    Безлимит с Opera Mini

    Общайтесь в социальных сетях, посещайте любимые сайты, читайте новости, не думая о стоимости трафика! Будьте он-лайн 24 часа с Opera Mini всего за 4 ₽ в день!

    Подключение/Отключение

    *105*235*0#

    Особенности

    Опция действует на территории Московского региона.

    Прежде чем воспользоваться опцией «Безлимит с Opera Mini», проверьте, настроен ли на вашем телефоне Мобильный интернет. Если нет, обратитесь в раздел «Настройки» на нашем сайте. Обязательно перезагрузите телефон перед использованием опции.

    Опция действует только при использовании официального браузера версии 2.Х и выше, которую можно загрузить на телефон по ссылке mini.opera.com. В случае использования модифицированных версий корректность работы опции не гарантируется.

    При загрузке файлов (в том числе обмене торрент-файлами, on-line прослушивании мелодий или on-line просмотре видеороликов) трафик оплачивается в соответствии с тарифным планом. Кроме того, аппаратом может создаваться оплачиваемый технологический трафик от 1 до 5 Кб.

    Опция доступна для подключения на всех тарифных планах, за исключением тарифов «Безлимитный».

    * При доступе на любые интернет-ресурсы через браузер Opera Mini версии 2.Х и выше. Загрузка файлов, просмотр потокового видео, прослушивание аудио on-line оплачивается в соответствии с тарифным планом.

    Прогулка столицей: Национальная опера Украины

    Торговые центры

    Кто не знает один из самых известных оперных театров Украины? Мы уверены, что каждый житель страны слышал об этом красивейшем месте, которое каждый имеет желание увидеть собственными глазами, посетив столицу Украины. Какова же история становления Национальной оперы Украины, или, как ее ще называют, Национального академического театра оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко? Сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

    Формирование музыкальных театров на территории современной Украины началось во второй половине XIX века. До этого момента такими развлекательными объектами в Российской империи могли похвастаться только Москва и Петербург. Но, летом 1867 года в Киеве сформировалась первая российская оперная труппа, возглавляемая бывшим певцом Фердинандом Бергером, который, впоследствии, смог продемонстрировать и не хилые организаторские способности. Именно благодаря его способностям администратора, в труппу попало много ярких и талантливых артистов. Городская Дума даже выделила коллективу отдельное помещение, где они могли бы демонстрировать свои постановки. Этим помещением стал Городской театр.

    И вот, прошло еще немного времени, и 8 ноября 1867 года Киевская опера продемонстрировала свою первую постановку. Для своего дебютного выступления коллектив выбрал оперу Алексея Верстовского «Аскольдова могила». Стоит ли говорить, что премьера ознаменовалась огромным успехом, и, в дальнейшем, труппой были реализованы такие прекрасные произведения, как «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» Михаила Глинки, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарт. Но самую большую популярность среди киевской богемы приобрели оперы итальянского композитора Джузеппе Верди.

    Не удивительно, что Киевская опера стремительно начала набирать популярность, тем самым, привлекая внимание не только знаменитых артистов, но композиторов. Петр Чайковский, Сергей Рахманинов и Николай Римский-Корсаков не раз присутствовали на премьерах своих произведений в оперном театре Киева. А в 1974 году произошло поистине историческое событие – на сцене Городского театра впервые прозвучала национальная опера – произведение Николая Лысенка «Рождественская ночь». Это был очень смелый поступок, как со стороны композитора, так и со стороны музыкальной труппы, ведь в то время украинский язык пытались искоренить из литературы и со сцены.

    4 февраля 1896 года в здании Городского театра произошел пожар. Огонь распространился моментально, и всего за несколько часов уничтожил здание оперы, а вместе с ним и одну из лучших музыкальных библиотек Российской империи, костюмы и декорации многих постановок. Но жители города уже не могли представить себе жизнь без оперного театра, а это означало, что музыкальная труппа продолжала ставить свои произведения, заимствуя сцену у других театров.

    Однако городские власти решили, что не могут просто так оставить одних из самых любимых киевских артистов без помещения, в связи с чем был объявлен конкурс на проект нового здания оперного театра в Киеве. Победа досталась российскому академику Виктору Шретеру, который представил здание в стиле неоренессанса с классическим интерьером, и некоторыми деталями «венского модерна». Также, архитектор позаботился о том, чтобы и зрители, и актерский состав могли чувствовать себя комфортно в стенах помещения. К сожалению, Виктор Шретер не дожил всего несколько месяцев до официального открытия своего произведения.

    29 сентября 1901 года контатой «Киев», специально написанной для этого события шведским композитором Вильгельмом Гартевельдом, и постановкой Михаила Глинки «Жизнь за царя», ознаменовалось открытие нового помещения Киевского оперного театра. По Киеву прошлась новая волна «оперного бума».

    После Первой мировой войны и Октябрськой революции Киевский оперный театр начал переживать не очень хорошие времена. Некоторые представители большевицкой власти даже выступали за ликвидацию оперного театра, потому что он был носителем чужого для пролетарского зрителя жанра. Но, благодаря активному вмешательству многих деятелей культуры, включая российского певца Леонида Собинова, который некоторое время возглавлял Киевскую оперу, этого удалось избежать. Оперный театр был национализирован.

    Во время Второй мировой войны труппа оперного театра была эвакуирована сначала в Уфу, а осенью 1942 года – в Иркутск, где, несмотря на все трудности, коллектив продолжал показывать свой репертуар, а также работал над новыми постановками. Следует отметить, что оккупационная немецкая власть также не обделила вниманием Киевский оперный театр, который, под названием Большая Киевская опера, с начала 1942 года начал систематически показывать представления, на которых присутствовали не только представители нацистской власти, офицеры и солдаты, но и обычные жители города.

    После освобождения Киева, оперно-балетная труппа вернулась на родную землю, и уже 28 октября 1944 года вновь заявил об официальном открытии театра премьерой оперы «Наймички» Михаила Вериковского. Киевский оперный театр возобновляет свою активную деятельность.

    В 1983-1988 годах помещение оперного театра Киева было отдано под капитальную реконструкцию. Во время реставрационных работ архитекторы смогли увеличить размер сцены, а также количество гримерных и репетиционных залов. Также был оборудован специальный хоровой класс, установлен новый орган и переоборудована оркестровая яма. Такие изменения значительно увеличили площадь театрального помещения.

    Статус Национального Киевский оперный театр приобрел уже после провозглашения Украиной независимости – в 1992 году.

    Сегодня Национальная опера Украины, наравне с Родиной-матерью, Золотыми воротами и Киево-Печерской Лаврой, представляет собой один из главных символов столицы. Архитектурно она выглядит так, как и задумывал ее Шретер – неоренессанс посреди модернизма, и это имеет свой неповторимый шарм. Всех же любителей оперы и балета театральная труппа может порадовать такими знаменитыми постановками Петра Чайковского, Никколы Паганини, Николая Лысенка, Людвига Минкуса, Мирослава Скорика, Вольфганга Амадея Моцарт и многих других мировых композиторов.

    Так что, если вы оказались в Киеве, и не знает, как можно культурно провести свой вечер, то советуем вам посетить Национальную оперу Украины. Ну а если возможности посетить столицу у вас пока нет, то вы можете заглянуть на официальный сайт Киевской оперы, и насладиться виртуальным туром по театру.

    Где находится: Киев, улица Владимирская, 50.

    Официальный сайт: http://www.opera.com.ua/

    News - The National Theatre

    Lost Objects

    A post-minimalist oratorio

    Premiere on 17 December 2015

    4. 1. 2016

    Talk about La Cenerentola

    Come and join us for a talk with the artistic team and our new operatic soloist at the occasion of our new premiere La Cenerentola. The talk will be held 11 January 2016 from 17.00 in the foyer of 1st balcony of the National Theatre (use main entrance). Guests: stage director Eniko Eszenyi, conductor Jan Kucera and mezzo-soprano Lena Belkina. Hosted by opera dramaturge Beno Blachut. Free entry.

    Stefan Kocan as Water Goblin in Dvorak?s Rusalka Estates Theatre with new production of Zauberflote

    Best Czech Mozart singers, the stylish sound of the National Theatre orchestra, fantastic expedition by set designer Miroslav Huptych, graceful costumes by Tomas Kypta and magical direction by Vladimir Moravek offers the new staging of Mozart's Zauberflote at the Estates Theatre. Second premiere of this family opera on Saturday, February 7, 2015. More dates on our website. We look forward to seeing you there!

    25. 9. 2014

    Debate with the production team and soloists of The Fall of Arkun on 1st October 2014 at 15.00 in the main foyer of the National Theatre

    Dear friends of the opera, we would like to invite you for a debate with the creative team and performers of the upcoming premiere of Zdenek Fibich?s opera The Fall of Arkun.

    We look forward to seeing you in the main foyer of the National Theatre on Wednesday, October 1st, 2014 from 15.00 (use the main entrance of the theatre). Their ideas of staging a musical approach will be presented by: conductor John Fiore, director Jiri Herman, soloist Dana Buresova and more. Hosted by head dramaturg Ondrej Hucin.  Free admission.

    3. 9. 2014

    La traviata at the State Opera with new protagonists

    For two nights in September and October the leading Slovak soprano Eva Hornyakova premieres in the role of Violetta Valery in Giuseppe Verdi's opera La traviata at the State Opera.

    The singer returns to the State Opera after her successful concert performance of Puccini's La Rondine (The Swallow) in May this year. Hornyakova will sing the role of Violetta for the first time in Prague on Friday, 5 September 2014 and her singing partner will be Tomas Juhas for whom Friday?s performance is also a debut in the role of Alfredo Germont at the State Opera. The role of Giorgio Germont is sung by the excellent Svatopluk Sem.

    "I believe that with this new cast we will bring a fresh perspective into this contemporary and very appealingly staged production and that the pleasure of rehearsing with soloists, the choir and the orchestra will be passed on to our audience,”  wishes Martin Leginus, Music Director and conductor of the State Opera performances.

    "The first opera I've seen as a child was La traviata. Such an experience can never be forgotten, I still had goose bumps remembering the show long after. For this intense feeling I have decided to study opera singing and Violetta was naturally my artistic dream. Since then I have had the opportunity to sing Violetta in Lubeck, Germany and in two Spanish productions. Now my dream will also come true in Prague under the baton of Martin Leginus,”  rejoices Eva Hornyakova.

    Hornyakova will also sing in Verdi's La Traviata at the State Opera on 25 October 2014 with Ales Briscein in the role as Alfred and Jakub Kettner as Giorgio. La traviata was on the repertoire of our opera house (today's State Opera) from the very beginning of its existence, when it was brought over from the Estates Theatre.

    Опера оф сайт

    Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 г. Первоначально спектакли проходили в гимназическом театре, который имел специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра (деревянного, но на каменном фундаменте) было возведено в 1803 г. постройка располагалась на месте современного здания ТАГТОиБ.

    Пожар 1842 г. уничтожил почти весь город, сведений о театральных зданиях тех лет почти не сохранилось. Спектакли шли в частных домах. В 1845 г. началась закладка каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на месте нынешнего сквера на площади Свободы (за памятником Ленину). Первые спектакли начали давать в 1851 г.

    В Казани становление оперного дела имеет глубокие корни: опера всегда сосуществовала с драмой и опереттой. Выступали заезжие оперные труппы, чаще итальянские. Постоянные оперные сезоны начались в антрепризу П. М. Медведева. 26 августа 1874 г. впервые артистами казанской оперной труппы была полностью дана опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани.

    В ночь на 4 декабря 1874 г. здание театра сгорело. Стационарное здание Казанского театра, заново отстроенное в 1875 г. после пожара, существовало на месте нынешнего сквера на площади Свободы до пожара 1919 г. после чего не восстанавливалось.

    В 1934 г. СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра (именно оперного, а не оперы и балета).  Возведение здания началось в 1936 г. по проекту московского архитектора Скворцова. В дальнейшем казанский архитектор Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство здания театра затянулось на 20 лет.

    Торжественное открытие Татарского государственного театра оперы и балета состоялось 17 июня 1939 г. В этот день была показана опера "Качкын" ("Беглец") Н.Жиганова.  Поскольку строительство собственного  здания еще не было закончено, спектакли проходили в помещении Татарского государственного театра, на сцене русского Большого драматического театра, а также на других сценических площадках Казани.

    28 сентября 1956 г. новое здание ТГТОиБ  было открыто оперой Н.Жиганова «Алтынчеч». В том же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза, поэта Мусы Джалиля. в 1939-1941 гг. работавшего в театре заведующим литературной частью.

    В 1988 г. театру было присвоено звание «академический» (ТАТОиБ им.М.Джалиля, ТГАТОиБ им.М.Джалиля, ГАТОБ им.М.Джалиля).

    С 1981 г. бессменным директором Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля является Рауфаль Мухаметзянов. Впервые в России он создал уникальную художественно-административную модель театра, приближенную к европейской и ввел контрактную систему, позволяющую привлечь к работе над спектаклями наиболее талантливых режиссеров, балетмейстеров, художников, исполнителей.

    В 1982 г. по инициативе Рауфаля Мухамезянова в Казани был основан Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина. который с тех пор ежегодно проводится на родине великого русского певца в феврале (13 февраля - День рождения Ф.И.Шаляпина). Международный фестиваль классического балета начал свое триумфальное шествие в 1987 г. С 1993 г. с личного согласия величайшего танцовщика современности Рудольфа Нуриева. дважды в 1992 г. посетившего театр, фестиваль носит его имя.

    Оба фестиваля являются «визитными карточками» музыкально-театрального Татарстана. С каждым годом они набирают силу, становятся все более популярными и являются одними из важнейших культурных событий Татарстана и России.

    Полная история

    Конец XVIII века – казанцы впервые знакомятся с оперным искусством. 1791 год - начало общедоступных театральных представлений в Казани (в первой мужской гимназии). В гимназическом театре вскоре была учреждена должность капельмейстера, что связано с постановкой не только драматических, но и оперных спектаклей.

    1803-1814 гг. – работа труппы П.П.Есипова в собственном деревянном здании Казанского театра (постройка располагалась неподалеку от современного здания ТАГТОиБ им.М.Джалиля). В репертуаре наряду с драматическими произведениями - комические бытовые оперы русских композиторов и композиторов-иностранцев, работавших в России. В этот период времени театральные труппы ещё не имели чёткого деления на драматический и оперный состав: и оперы, и пьесы шли в исполнении одних и тех актёров.

    1851 г. - в Казань приехала группа итальянских оперных певцов во главе с Амалией Корбари – так казанцы впервые познакомились с профессиональными оперными артистами. Гастроли прошли в только что выстроенном в центре Казани каменном здании театра.

    1874 г. – антрепренер, «собиратель русской сцены» Петр Михайлович Медведев сформировал постоянную оперную труппу с солистами, хором, оркестром и балетной группой и 26 августа представил казанской публике оперу М.Глинки «Жизнь за царя». Эта дата – 26 августа 1874 года - является точкой отсчета постоянных оперных сезонов в Казани.

    Государственных оперных театров с постоянной труппой в то время в России было всего два: Мариинский в Петербурге и Большой в Москве; в провинции оперные труппы представляли из себя частную антрепризу. К 1870-м годам постоянные оперные сезоны были только в Киеве и Одессе, Московская частная опера C. И. Мамонтова открылась в 1885 году, опера С.И.Зимина в Москве появилась лишь в 1904 году, так что Казань стала третьим городом в провинции, который обзавёлся собственной оперной труппой. дававшей представления на протяжении всего театрального сезона.

    1874-1880, 1884-1888 гг. – оперным делом в Казани руководит П.М.Медведев. В эти годы поставлено 38 опер, в том числе Д.Верди, Д.Мейербера, Д.Обера, Д.Россини, П.Чайковского, А.Даргомыжского, А.Серова, Э.Направника, А.Рубинштейна, Ж.Бизе, Ш.Гуно. Если прибавить к этому 13 оперетт Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, Ф.Зуппе, можно представить себе, насколько насыщенной и богатой была музыкальная жизнь Казани в 1870-80-е годы.

    Конец XIX-начало XX века – «эстафету» Медведева подхватили антрепренер Михаил Матвеевич Бородай (с 1893 г.), а после Николай Иванович Соболыциков-Самарин (с 1901 г.). Репертуар пополнился новыми произведениями, к исполнению ведущих партий приглашались известные певцы, в т.ч. зарубежные. На казанской сцене выступали выдающиеся певцы А.П.Боначич, И.В.Тартаков, А.М.Давыдов, М.К.Максаков, Н.Н.Фигнер, Ю.Ф.Закржевский, Э.Ф.Боброва-Пфейфер, А.П.Ухтомская-Баронелли, Е.П.Кадмина, за дирижёрским пультом стояли У.И.Авранек, В.И.Сук, И.О.Палицын, дирижировавшие впоследствии в Большом и Мариинском театрах.

    1899 г. - в дни празднования 100-летней годовщины А.С.Пушкина на гастроли приезжал уроженец Казани Федор Иванович Шаляпин, исполнивший партии Мельника в «Русалке», Сусанина в «Жизни за царя», Галицкого в «Князе Игоре».

    Начало XX века – Казань имеет прочную репутацию «оперного» города, входя в «восьмерку» российских провинциальных оперных центров с постоянно действующей труппой (Тифлис, Одесса, Киев, Харьков, Нижний Новгород, Саратов, Баку). По уровню постановок, по культуре исполнения казанский оперный театр не уступал театрам столичным, а иногда, по свидетельству современников, и превосходил их. Некоторые оперы были поставлены на казанской сцене раньше, чем на сценах императорских театров. Постоянство оперных сезонов потребовало заботы о кадрах, подготовки певцов из местных любителей, артистов оркестра, хора. В Казани стало развиваться музыкальное образование, начали создаваться музыкальные школы и училища.

    События 1917-1918 гг. тяжело отразились на культурной жизни Казани. Тем не менее, и в этом сложном сезоне оперные спектакли не прекращались.

    1919 г. - здание Казанского городского театра полностью сгорело. Оперной труппе было предоставлено помещение Красноармейского дворца (бывшего Нового театра), и спектакли продолжались вплоть до осени 1922 года.

    1924 г. - сформирована «Комиссия по организации татарской оперы», результатом работы которой стала представленная в июне 1925 года первая татарская опера «Сания», созданная содружеством композиторов В.И.Виноградова, С.X.Габаши и либреттиста и певца Г.С.Альмухамедова.

    1921-1933 гг. – оперное дело в Казани «подхватил» Александр Александрович Литвинов - скрипач, дирижёр, педагог, директор Музыкального техникума. Под его руководством в этот период осуществляются постановки двух десятков опер. Спектакли шли в залах нынешнего театра им.Тинчурина, Качаловского театра, в Алафузовском театре, открытом летнем театре сада «Эрмитаж».

    1934 г. - СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра. Возведение здания началось в 1936 г. по проекту московского архитектора Николая Скворцова. В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство здания театра затянулось на 20 лет.

    Тогда же, в 1934 году. было принято решение о создании при Московской консерватории Татарской оперной студии, целью которой была подготовка исполнительских, композиторских кадров для театра. Республика субсидировала студию суммой в 1 миллион рублей. На учебу в Москву отправились лучшие творческие силы Татарстана – композиторы С.Сайдашев, Л.Хамиди, М.Музафаров, Н.Жиганов, Дж.Файзи, З.Хабибуллин, Ф.Яруллин; певцы Г.Кайбицкая, С.Садыкова, Х.Забирова, З.Байрашева, А.Измайлова, М.Булатова, М.Рахманкулова, М.Алеев, Ф.Насретдинов, Н.Даутов, а также музыковеды, драматурги и др. Занятия вели видные профессора и педагоги Московской консерватории – Г.Литинский, Б.Шехтер, А.Александров, М.Владимирова и др.

    Студия завершила работу в декабре 1938 года. Студийцы вернулись в Казань, и началась подготовка к открытию театра.

    17 июня 1939 г. – Татарский государственный оперный театр открылся премьерой оперы Н.Жиганова «Качкын» («Беглец»). По мнению театроведа Юрия Благова, открытие театра «не было, по сути, созданием некоего нового театра, а скорее стало логическим завершением затянувшегося неофициального существования Казанской оперы, воссозданием того оперного театра, который существовал в Казани к этому времени уже шестьдесят пять лет. ». 1941 г. – название «Татарский государственный оперный театр» меняется на «Татарский государственный театр оперы и балета». 1945 г. – премьера первого татарского балета «Шурале» на музыку Ф.Яруллина. 28 сентября 1956 г. – оперой Н.Жиганова «Алтынчеч» открыто новое здание театра. В том же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза, поэта Мусы Джалиля, в 1939-1941 гг. работавшего в театре заведующим литературной частью. 1957 г. – премьера оперы Н.Жиганова «Джалиль». 1960-70-е гг. – развитие театра, накопление классического репертуара, «утверждение» татарской оперы и балета. 1982 г. - в Казани был основан Оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина, который с тех пор ежегодно проводится на родине великого русского певца в феврале (13 февраля - день рождения Ф.И.Шаляпина). 1987 г. – создание Фестиваля классического балета, который с 1993 года носит имя выдающегося танцовщика Рудольфа Нуриева. 1988 г. - театру было присвоено звание «академический». Конец 1980-х гг. – изменение художественно-административной модели театра, введение директором Рауфалем Мухаметзяновым контрактной системы, позволяющей привлечь к работе над спектаклями наиболее талантливых режиссеров, балетмейстеров, художников, исполнителей. 1994 г. – начало активной гастрольной деятельности оперной и балетной трупп театра в странах Европы. В течение 20 лет театра ежегодно выезжает в страны Старого Света (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания и др.), в ходе гастролей за рубежом дается до 120 спектаклей в год. 2005 г. - капитальная реконструкция здания театра. Техническая оснащенность на уровне европейских стандартов позволяет создавать спектакли со сложной сценографией, световыми эффектами. 2006 г. – Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства вручена создателям балета «Сказание о Йусуфе» - композитору Леониду Любовскому, автору либретто Ренату Харису, а также танцовщику Нурлану Канетову. 2008 г. – Национальной театральной премии России «Золотая маска» удостоен исполнитель роли Тукая в опере Р.Ахияровой «Любовь поэта» Ахмед Агади. 2012 г. – ведущая солистка театра Альбина Шагимуратова удостоена Национальной театральной премии России «Золотая маска» за исполнение роли Лючии в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля «Лючия ди Ламмермур». По материалам статей Ю.Благова, Г.Кантора, Ф.Салитовой

    Художественные руководители

    ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА с 1939 года по настоящее время Директора театра (в скобках указаны годы руководства) • З.Бермелиев (1938-1939) • С.Г.Ходос (1939-1941) • И.В.Аухадеев (1941-1943) • Х.А.Алханов (1943-1944) • И.Т.Красовский (1944-1946) • Л.Ф.Либерзон (1946-1950) • А.П.Юрусов (1950-1952) • А.П.Мелихова (1952-1955) • Г.М.Бернер (1955-1958) • Н.П.Садковой (1958-1961) • М.Ф.Боголюбов (1961-1963; 1965-1976) • М.З.Булатова (1963-1965) • М.Г.Имашев (1976-1981) • Р.С.Мухаметзянов (с 1981 г. по настоящее время) - заслуженный работник культуры РФ (2002), заслуженный деятель искусств РТ (2014) Главные дирижеры • Бергольц Савелий Соломонович (1904-1974) - заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), РСФСР (1956). В 1938-40 гг. - первый музыкальный руководитель и главный дирижёр Татарского оперного театра. • Аркин Исидор Аркадьевич (1904 -?) - заслуженный артист ТАССР (1945). Осуществлял музыкальное руководство театром в 1940-х гг. • Рисман Генрих Ильич (1903 - ?) - в 1948-49 гг. - музыкальный руководитель и главный дирижёр ТГТОиБ. • Шерман Исай Эзрович (1908 - 1972) - народный артист Карельской АССР (1959), заслуженный артист РСФСР (1940). В 1951-55, 1961-67 - главный дирижёр театра. • Тихонов Кирилл Клементьевич (1921 - 1998) - заслуженный деятель искусств ТАССР (1957), РСФСР (1962), народный артист РФ. В 1956-60 - главный дирижёр ТГТОиБ им.М.Джалиля. • Мансуров Фуат Шакирович (1928-2010) - народный артист Казахской ССР (1967), ТАССР (1971) и РФ (1998), лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая. Главный дирижер театра в 1967-69 гг. • Вощак Ярослав Антонович (1921—1989) - народный артист СССР (1979). Главный дирижер ТАГТОиБ им.М.Джалиля в 1970-72 гг. • Кочнев Юрий Леонидович - народный артист РСФСР (1990), лауреат Государственной премии РФ (1995). В казанском театре – с 1972 по 1975 гг. • Лапиньш Илмар Артурович - заслуженный деятель искусств РСФСР. Осуществлял музыкальное руководство театром в 1975-1978 гг. • Куценко Виталий Данилович - заслуженный деятель искусств Украины (2005), был главным дирижером театра с 1978 по 1982 гг. • Васильев Владимир Михайлович – заслуженный деятель искусств РФ и ТАССР (1984), лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (1984). Главный дирижер в 1982-1995 гг. • Лацанич Игорь Васильевич (1935-2003) - народный артист Украинской ССР (1979) и (2001). Главный дирижер ТАГТОиБ им.М.Джалиля в 1995-2003 гг. • Салаватов Ренат Салаватович – народный артист ТАССР (1982), заслуженный артист РФ (2010). Главный дирижер театра с 2003 года по настоящее время. • Главные режиссеры* (по алфавиту) • Бебутов Валерий Михайлович (1885 - 1961) - заслуженный артист РСФСР (1934), заслуженный деятель искусств ТАССР (1945). В 1942-46 - художественный руководитель ТГТОиБ. • Даутов Ниаз Курамшевич (1913 - 1986) - артист оперы (лирико-драматический тенор), оперный режиссёр, педагог. Народный артист РСФСР (1957). В 1941 — солист, 1956-60 - солист и главный режиссёр, 1975-86 - главный режиссёр ТГТОиБ им.М.Джалиля. • Каверин Фёдор Николаевич (1897 - 1957) - заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), РСФСР (1948). В 1934-38 - режиссёр Татарской оперной студии при Московской консерватории. В 1939 - главный режиссёр Татарского оперного театра. • Кушаков Евгений Иванович - режиссёр. заслуженный деятель искусств ТАССР (1968), народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Украины. В 1963-68 - главный режиссёр ТГТОиБ. • Мазитов Ильгиз Габидуллович (1932-2003) – являлся главным режиссером ТАГТОиБ им.М.Джалиля, художественным руководителем Татарской филармонии, доцентом Казанской консерватории. • Просторов Иван Николаевич (1885 - ?) - в 1949-51 гг. - главный режиссёр в ТГТОиБ. • Раку Валерий Васильевич - заслуженный деятель искусств России, главный режиссер Татарского театра оперы и балета в 1986-1992 гг. Главные художники* • Сперанский Петр Тихонович (1890-1964) - заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР (1940, 1945), народный художник ТАССР (1949). Главный художник театра оперы и балета в 1940-1964 гг. • Нагаев Энвер Хасанович (1922 - 2002) - заслуженный деятель искусств ТАССР (1957), народный художник ТАССР (1970). В театре – с 1946 года, в 1964-82 гг. - главный художник. • Кноблок Андрей Борисович – заслуженный деятель искусств ТАССР (1980) и РСФСР. В ТАГТОиБ им.М.Джалиля – в 1970 – 1990 гг. • Немков Виктор Анатольевич – главный художник театра в конце 1980-х-начале 1990-х гг. Главные балетмейстеры (по алфавиту)* • Арипова Дина Марковна. Главный балетмейстер театра в 1970-х гг. • Арнаудова Маргарита Дмитриевна. Работала в ТАГТОиБ им.М.Джалиля в конце 1960-х гг. • Бордзиловская Людмила Аркадьевна (1917 - 1971) - заслуженный деятель искусств Коми АССР (1971). В 1956-60 гг. - главный балетмейстер в ТАГТОБ. • Гаскаров Файзи Адгамович (1912 - 1984) - артист балета, балетмейстер, либреттист. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1944), РСФСР (1956). В 1947-50 гг. - главный балетмейстер ТАГТОБ. • Жуков Леонид Алексеевич (1890 - 1951) - артист балета, балетмейстер. Заслуженный артист РСФСР (1933). В 1944-47 гг. - главный балетмейстер ТАГТОБ. • Исакова Лариса Васильевна – заслуженный деятель искусств ТАССР (1984). Главный балетмейстер театра в 1983-1988 гг. • Тагиров Гай Хаджиевич (Гайнулла Хаджимухаметович) (1906 - 1995) - артист балета, балетмейстер. Народный артист ТАССР (1979). В 1928-33 - артист, балетмейстер ТГАТа, в 1938-44 – главный балетмейстер ТАГТОиБ. • Тулубьева София Михайловна (1918 - 1990) - заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1979). В 1962-64 - главный балетмейстер в ТАГТОиБ. • Халиуллов Бари Шарифович. Главный балетмейстер в ТАГТОБ в конце 1970-х гг. • Шумейкин Владимир Николаевич – заслуженный деятель искусств ТАССР. В театре работал в 1960-70-х гг. • Юлтыева Нинель Даутовна (1926-2014) - народная артистка РСФСР (1957), народная артистка РТ (1996), Башкортостана (1995). В 1946-66 - солистка, в 1969-73 - главный балетмейстер ТАГТОБ. С 1973 - заведующая кафедрой хореографии КГУКИ. С 1998 по 2014 - художественный руководитель Казанского хореографического училища. Главные хормейстеры (с 1980-х гг.) • Джураева Нурдия Гарифовна - народная артистка РТ (1995), заслуженный деятель искусств РФ (2003) и ТАССР (1986). Главный хормейстер театра в 1981-82 и 1985-2006 гг. • Рахимуллин Ирнис Ахмадуллович - заслуженный деятель искусств ТАССР (1982). Главный хормейстер театра с 1982 по 1985 гг. • Дразнина Любовь Алексеевна - заслуженный деятель искусств РТ (2002). Главный хормейстер театра с 2006 г. по настоящее время * С начала 1990-х гг. должности главного режиссера, художника, балетмейстера упразднены.

    Ведущие солисты Татарского театра оперы и балета

    ВЕДУЩИЕ СОЛИСТЫ ТАТАРСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ОБЛАДАТЕЛИ ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЙ ОПЕРА Сопрано Байрашева Зюгра Гиреевна (1906 - 1984) - народная артистка ТАССР (1967) Башкирова Лариса Георгиевна - заслуженная артистка РСФСР (1981), народная артистка РТ (1995) Билялова Раиса Гайсовна (1925 - 2003) - народная артистка ТАССР (1964) Галимова Альфия Ахметовна - народная артистка ТАССР (1985) Ганеева Венера Ахатовна – народная артистка РФ (1995) и РТ (1992), лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (1997) Жилина Мария Евсеевна (1917 - 1982) - заслуженная артистка ТАССР Казанцева Галина Александровна – народная артистка РТ (2000) Кайбицкая Галия Мутыгулловна (1905 - 1993) - народная артистка ТАССР (1939) Кутдусова Шафика Юсуфовна (1910 - 1956) - заслуженная артистка ТАССР (1950) Мифтахова Рахиля Хайдаровна (1940-2000) - заслуженная артистка РСФСР (1981), народная артистка РТ (1993) Михайлова Елена Александровна – народная артистка РТ (1993) Разумо Валентина Федоровна – заслуженная артистка ТАССР (1982) Садыкова Сара Гарифовна (1906 - 1986) - народная артистка ТАССР (1976), заслуженный деятель искусств РСФСР (1984) Сайфуллина Гульшад Ибрагимовна (1927-2012) — народная артистка ТАССР (1964), заслуженная артистка РСФСР (1978) Смирнова (Бессонова) Светлана Вячеславовна – заслуженная артистка РТ (2003) Сунгатуллина Зиля Даяновна – народная артистка РФ (1994) и ТАССР (1980), лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (1984) Тимирова Фагиля Тимергалеевна - заслуженная артистка ТАССР (1970) (есть фото) Утропина Татьяна Николаевна (1912 - 1995) — заслуженная артистка ТАССР (1945) Хайрутдинова Клара Акрамовна - народная артистка РТ (1995), заслуженная артистка РФ (2011) Хисматуллина Зулейха Гатаулловна (1922 - 1994) – народная артистка РСФСР (1966) и РТ (1992) Шагимуратова Альбина Анваровна – народная артистка РТ (2009), лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (2011) Шарипова Венера Гареевна (1927 - 1989) – народная артистка ТАССР (1964), РСФСР (1970) Якушева Нинель Ивановна - заслуженная артистка ТАССР (1974) Меццо-сопрано Булатова Мунира Закировна (1914-2011) – народная артистка ТАССР (1950) и РСФСР(1957) Гиниятова Хадича Гиниятовна — заслуженная артистка ТАССР (1982) Жиганова Серафима Алексеевна (1914 - 1998) - заслуженная артистка ТАССР Забирова Халида Сафеевна (1914 - 1980)– заслуженная артистка ТАССР (1944) Зайцева Нина Петровна (1930 – 2008) - заслуженная артистка ТАССР (1969) (есть фото) Измайлова Асия Сафиулловна (1903 - 1993) - народная артистка ТАССР (1939) Ластовка Галина Трофимовна - заслуженная артистка РСФСР (1998), народная артистка ТАССР (1987) Логинова Ольга Андреевна - заслуженная артистка ТАССР (1954), РСФСР (1957) Мурко Анна Александровна - заслуженная артистка ТАССР Нуриева Раиса Сальмановна - заслуженная артистка ТАССР Рахманкулова Марьям Маннановна (1901 - 1990) - народная артистка ТАССР (1944) и РСФСР (1957) Румянцева Капитолина - заслуженная артистка ТАССР Фадеичева Алевтина Семеновна - заслуженная артистка ТАССР (1981) и РСФСР Ахмедова Людмила Исхаковна – концертмейстер, народная артистка ТАССР (1989) Сокольская Юзефина Юзефовна – концертмейстер, народная артистка РТ (1995) Тенора Аббасов Азат Зиннатович (1925-2006), народный артист СССР (1977) Агади Ахмед Ильтифатович - заслуженный артист России (1999), народный артист Татарстана (2001), лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая (2008) Альмеев Усман Гафиятович (1915-2011) – народный артист ТАССР (1957) Бигичев Хайдар Аббясович (1949-1998) – заслуженный артист РСФСР (1986), народный артист ТАССР (1980), лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая (1984) Даминов Руслан Абдуллович – заслуженный артист ТАССР (1986) (заменить фото) Даутов Ниаз Курамшевич (1913-1986) - народный артист РСФСР (1957), лауреат Государственной премии им.Г.Тукая (1958) Ишбуляков Идеал Давлетович (1926-1988) - народный артист ТАССР (1968), заслуженный артист РСФСР (1978) Ковриков Георгий Михайлович – народный артист РТ (2003) Лейбов Владимир Сергеевич (1935-2012) - заслуженный артист. ТАССР (1986) Маев Лев Соломонович (1904-1988) Марков Петр Александрович (1900-1972) Насретдинов Фахри Хусаинович (1939-1986) - народный артист ТАССР (1950), народный артист РСФСР (1957), лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (1959) Петров Юрий Викторович – заслуженный артист РТ (1998) Файзрахманов Айдар Фатрахманович – народный артист РТ (1996),заслуженный артист РФ (2009) Якубов Камиль Нургалеевич (1925 - 2006) - заслуженный артист ТАССР (1977) Баритоны Аполлонов Борис Алексеевич (1924-1981) – заслуженный артист ТАССР (1956) и РСФСР (1957) Галкин Вали Нигович (1913 - 1996) - заслуженный артист ТАССР Гизатуллин Юсуф Насыбуллович (1925 - 2005) - заслуженный артист ТАССР (1957) Жуков Иван Васильевич (1914 - 1968) - заслуженный артист Казахской ССР (1947), народный артист ТАССР (1957) Ибрагимов Ренат Исламович – народный артист РСФСР (1981), народный артист ТАССР (1980), лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая (1979) Идрисов Равиль Бариевич - заслуженный артист ТАССР (1980) Путилин Николай Георгиевич – народный артист ТАССР (1986) и РФ (2003) (Добавить фото) Ростовцев Тихон Николаевич (1901 - 1968) - заслуженный артист ТАССР (1944) (фото заменить) Сахабиев Рафаэль Ахатович - народный артист ТАССР (1987) Степанов Владимир Тимофеевич (1930 - 1998) – народный артист ТАССР (1974), народный артист РСФСР Трескин Эдуард Германович - народный артист ТАССР (1987) Юдин Анатолий Иванович (1935-1996) - заслуженный артист ТАССР Якупов Мунир Ахатович – народный артист РТ (1997) Басы Борисенко Юрий Владимирович - народный артист ТАССР (1980), заслуженный артист РСФСР (1984) Бородин Евгений Ефимович (1928 - 1993) - заслуженный артист ТАССР Васильев Владимир Михайлович – заслуженный артист РТ (2010) Верниковский Лев Самойлович (1911 - 1992) - заслуженный артист ТАССР (1964) Галявинский Юрий Алексеевич - заслуженный артист ТАССР (1990) Жарков Василий Никифорович (1921 - 1982) - заслуженный артист РСФСР (1957) Казаков Михаил Владимирович – заслуженный артист РФ (2008), народный артист РТ (2003) Пантюшин Михаил Петрович (1924 - 1985) - заслуженный артист ТАССР (1982) Раинбаков Саид Садыкович - народный артист РТ (1996) БАЛЕТ Мужская труппа Абульханов Рифат Назимович – народный артист РТ (1990) Ахметов Айдар Мансурович – народный артист РТ Ахтямов Абдулбари Шарифзянович (1910 - 1999) - заслуженный артист ТАССР (1945) Бармин Александр Петрович – заслуженный артист РТ (1995) Белов Артем Анатольевич – заслуженный артист РТ (2003) Бортяков Виталий Николаевич – народный артист ТАССР (1982) Гайнуллин Камиль Гайфуллович - народный артист ТАССР (1978), заслуженный артист РСФСР (1982) Жуков Игорь Геннадьевич – заслуженный артист ТАССР (1990) Исмагилов Фанис Фаткеевич – заслуженный деятель искусств РТ (2002) Канетов Нурлан Исмагулович – заслуженный артист РТ (2003), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 2005 год Мочалов Денис Владимирович – заслуженный артист РТ (2005) Нарыков Адгам Фазулзянович (1923 - 1968) - заслуженный артист РСФСР (1957) Разумо Борис Викентьевич (1931-2015) – заслуженный работник культуры ТАССР (1987) Савденов Руслан Мухтарович - заслуженный артист РТ (2012) Садыков Ревдар Фаизович (1937 - 1989) - народный артист ТАССР (1964), РСФСР (1970), лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая Сарваров Наиль Сарварович - народный артист ТАССР (1986) Скалозубов Геннадий Петрович - заслуженный работник культуры ТАССР (1972) и РСФСР (1980) Смагулов Бахытжан Жумашканович – народный артист Казахстана (1995) и РТ (2004) Сырадоев Станислав Владимирович – заслуженный артист РТ (2011) Хайруллин Салих Зарифуллович (1931 - 1978) - народный артист ТАССР (1968) Яковлев Владимир Алексеевич - заслуженный артист РФ (1996) и ТАССР (1980) Яруллин Вадим Абдрахманович - заслуженный артист РТ Женская труппа (убрать) Балтачеева Наима Валеевна (1915-1984) - заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, ТАССР, РСФСР (1955, 1965, 1967) Бородина Ольга Александровна – заслуженная артистка Бурятской АССР (1987), заслуженный работник культуры РТ (2011) Гацулина Анна Фёдоровна (1910 - 2004) - заслуженная артистка ТАССР (1945) Давлеева Валентина Васильевна – заслуженный артист ТАССР (1984) Ильясова Зухра Хамитовна - народная артистка Башкирской АССР (1979) и ТАССР, заслуженная артистка РСФСР (1984) Калашникова Галина Сергеевна (1936 - 1988) - народная артистка ТАССР (1964) Кострова Елена Юрьевна – народная артистка РТ (2003) Магдеева Надежда Энверовна – заслуженная артистка ТАССР (1984) Мусаварова Лилия Камилевна – народная артистка РТ Мухаметгалеева Луиза Ильдусовна - народная артистка РТ (1997) Низамова Аида Ильгизаровна – заслуженная артистка РТ (2012) Новицкая Роза Михайловна – заслуженная артистка ТАССР (1970) Прокопова Валентина Васильевна – народная артистка РТ (2011) Хакимова Ирина Шарифовна - народная артистка ТАССР (1976) и РФ (1987), лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (1977) Хамдеева 3ульфия Рахимовна – заслуженная артистка ТАССР (1984) Хантимирова Сания Хасановна – народная артистка ТАССР (1987) Щеглова Елена Николаевна – заслуженная артистка РФ (2003), народная артистка РТ (1995) Юлтыева Нинель Даутовна (1926-2014) - народная артистка РСФСР (1957), Башкирии (1995) и РТ (1996) Юнусова Сейяра Сагировна (1927 - 2008) - заслуженный деятель искусств ТАССР (1990) Ривкина Софья Семеновна (1913-2008) – концертмейстер, заслуженная артистка ТАССР Саморуков Рафаэль Станиславович (1935-2002) – педагог, народный артист Татарстана, заслуженный деятель искусств Бурятии Ведущие артисты оркестра Андреев Николай Федорович (1947-2013) – заслуженный работник культуры РТ (1986) Баландин Михаил Егорович – заслуженный артист РТ (1991) Гильфанов Альберт Гилемханович – народный артист РТ (1986) Деликатный Дмитрий Степанович – заслуженный артист РТ (2009) Динеев Вячеслав Афанасьевич - заслуженный артист РТ (1991) Зайни Аяз Эрнстович - заслуженный артист РТ (2009) Макурина Эллен Леонидовна - заслуженная артистка РТ (2009) Розенблюм Лев Самуилович – заслуженный работник культуры ТАССР (1968) Рыжиков Валентин Дмитриевич - заслуженный работник культуры ТАССР (1986) Сабирьянов Идрис Фидаймухамедович - заслуженный артист РТ (1992) Саматов Мидхат Саматович - заслуженный артист РТ (1991) Смолина Нина Алексеевна - заслуженный артист ТАССР (1991) Шуркин Андрей Иванович - заслуженный артист РТ (1969-2013) Ведущие артисты хора Гурьянов Станислав Георгиевич - заслуженный артист РТ (2005) Джураев Ленар Абдуллович - заслуженный артист ТАССР (2005) Зяббарова Галфия Нурмеевна - заслуженный артист ТАССР (1982) Пьянов Лев Николаевич - заслуженный артист ТАССР (1982) Шагимарданова Ильсияр Григорьевна - заслуженный артист РТ (2005) Шафиева Зульфира Умаровна - заслуженный артист РТ (2005) Широков Владимир Викторович - заслуженный артист ТАССР (1982) Юсупов Шамиль Сулейманович – заслуженный артист РТ (2005) Художественно-постановочная часть Ахмадуллин Масгут Самигуллович (1929-2011) – художник по свету, заслуженный работник культуры ТАССР (1987) Красильникова Татьяна Александровна – артистка балета, помощник режиссера, заслуженный работник культуры РТ (2010) Мавровская Сания Гилемхановна – художник-гример, заслуженный работник культуры РТ (2005) Нигматуллин Дамир Шамильевич (1949-2013) – заведующий художественно-постановочной частью, заслуженный работник культуры РТ (1988) Такташ Рамзия Идиатулловна – заведующая литературной частью, хранитель музейных фондов, заслуженный деятель искусств РТ (1988) Файзрахманов Камиль Абделахатович – звукорежиссер, заслуженный деятель искусств РТ (1998) Хайбулина Гюзель Гарифулловна – художественный руководитель оперы, заслуженный деятель искусств РТ (2002)