Софт

тесты скачать по психологии

Рейтинг: 4.0/5.0 (1044 проголосовавших)

Категория: Android: Психология

Описание

Набор психологических тестов - скачать бесплатно Набор психологических тестов 0

Набор психологических тестов 0.1.9.2

Набор психологических тестов - набор программ для психологического тестирования.

  • тест Томаса
  • тест Спилбергера-Ханина
  • методика УСК (уровень субъективного контроля)
  • методика САН (оценка самочувствия, активности, настроения) Отзывы о Набор психологических тестов 0.1.9.2

    The Bat! Home

    Ashampoo WinOptimizer

    Mozilla Firefox

    Virtual DJ

    Pidgin (Gaim)

    CheMax Rus

    Русская Рыбалка

    Process Explorer

    FAR Manager

  • тесты скачать по психологии:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Тест по психологии (11 класс) по теме: Психология

    учителя МОУ «Колесовская СОШ» Нелюбиной Л.П.

    1. Кто из ученых – психологов разработал возрастную периодизацию:

    А) Л.С. Выготский,

    Б) А.Н. Леонтьев,

    В) Д.Б. Эльконин.

    2. Что, по мнению Д.Б. Эльконина,  является фундаментальной проблемой детской психологии?

    А) проблема периодизации психического развития,

    Б) проблема периодизации физического развития,

    В) проблема периодизации умственного развития.

    3. При создании возрастной периодизации, по мнению Д.Б. Эльконина,   целесообразно оперировать системой:

    А) "ребенок в обществе",

    Б) "ребенок - вещь",

    В) "ребенок - отдельный взрослый".

    4. В какой системе взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам?

    А) "ребенок в обществе",

    Б) "ребенок - вещь",

    В) "ребенок - отдельный взрослый".

    5. Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является:

    Всё на 5 баллов - Виды тестов по психологии скачать

    Скачать: Виды тестов по психологии

    кнопка DOWNLOAD/СКАЧАТЬ ниже

    Содержание

    Тесты свободные, структурированные, шкалированные, графические и с пробелами 3Классификация тестов по оцениваемому объекту 5Личностные тесты 6Тесты способностей 8Социально-психологические тесты. Социометрия 10

    Список использованных источников14

    Тесты свободные, структурированные, шкалированные, графические и с пробелами

    Эффективное тестирование возможно на основе учета особенностей различных типов тестов. В управлении персоналом используется самый широкий спектр тестов. В специальной литературе существуют их разнообразные классификации. Простейшие из них относится к конструкции, форме заданий и тестовой методике в целом. Так, в зависимости от формы ответов тесты делятся на свободные, структурированные (со связанными ответами), шкалированные, графические тесты и тесты с пробелами.

    Свободные тесты предполагают ответы или действия содержание которых определяет сам испытуемый. Они могут быть в форме:

    вопросов (например: «Напишите, какие концепции организационного лидерства вы знаете»);

    дополнения предложения (например: «Теория мотивации Маслоу делит все виды потребностей на две группы: потребности дефицита и потребности. »);

    свободных действий (например: рисование дерева или человека в проективных тестах);

    исправления ошибок (например: «Yesterdey I write а letter»).

    Структурированные (со связанными ответами) тесты содержат ответы в формах:

    «да» - «нет» (по типу: «Ответьте на поставленный вопрос в форме «да» или «нет»: «Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе»);

    правильного ответа (по типу: «Следует подчеркнуть правильные ответы в высказывании: «Классическими стилями руководства считают демократический, патриархальный, бюрократический, авторитарный, кооперативный, харизматический и попустительский»);

    лучшего ответа (по типу: «Выберите наиболее точный ответ: «Главным признаком конфликта является: а) наличие двух взаимозависимых сторон; б) несовместимость их целей; в) нулевая сумма конфликтного взаимодействия; г) действия, непосредственно направленные друг против друга; д) наличие противоречий между сторонами; е) использование силы или давления; ж) эмоциональная неприязнь»);

    идентификации (по типу: «Подчеркните, теории каких авторов характеризуют следующие ключевые слова или словосочетания

    справедливостьфакторы гигиеныиерархия потребностейусиление мотивациистремление к успехуожидание успеха (а) (б) (в) (г) (д) (е)(а) (б) (в) (г) (д) (е)(а) (б) (в) (г) (д) (е)(а) (б) (в) (г) (д) (е)(а) (б) (в) (г) (д) (е)(а) (б) (в) (г) (д) (е)

    (а) Врум, (б) Скиннер, (в) Адамс, (г) Херцберг, (д) МакКлеланд, (е) Маслоу»).

    Шкалированные тесты предполагают выбор ответа, находящегося между двумя крайними вариантами (например: «никогда», «редко», «иногда», «часто», «всегда»).

    Графические тесты рассчитаны на решение поставленных задач (например: изображение тенденций изменений, различных фаз процесса или других взаимосвязей) в форме графиков или же отображение ответа на графическом изображении.

    Тесты с пробелами предполагают, что в достаточно объемном тексте содержатся пробелы, которые надо заполнить для получения осмысленного и правильного ответа. Каждый из этих типов построения тестов имеет свои плюсы и минусы. Так, сильной стороной свободных тестов являются легкость формулировки вопросов и, как следствие, низкие временные и другие расходы на подготовку этого типа исследовательских методик. Их слабость - трудная оценка и интерпретация полученных результатов. Сильная сторона структурированных тестов состоит в легкости оценки. Однако в этом случае существует опасность угадывания ответов и, кроме того, для этого типа тестов характерны трудоемкость при разработке формулировок и большие подготовительные расходы в целом. Недостаток тестов с ответами «да» - «нет» или «правильно» - «неправильно» состоит в том, что при их использовании в учебном процессе без последующего разбора индивидуальных результатов неправильные ответы закрепляются в памяти испытуемых.

    Классификация тестов по оцениваемому объекту

    Гораздо более сложной, по сравнению с делением тестов в зависимости от их конструкции, является их классификация по исследуемому объекту. С этой точки зрения тесты можно разделить на три большие группы:

    индивидуальные - выявляются качества отдельных индивидов;

    социально-психологические (и прежде всего изометрические) объектом анализа являются межличностные отношения в малой группе.

    ситуационные - изучается поведение человека в определенной ситуации.

    Первая группа тестов - индивидуальные тесты делятся на: личностные тесты и тесты способностей.

    Личностные тесты включают: 1) субъективные тесты, разновидностями которых являются - личностные опросники - тесты интересов и склонностей; 2) объективные тесты; 3) проективные тесты.

    Тесты способностей имеют в своем составе: 1) общие тесты достижений, в том числе - тесты на внимательность, - тесты на память, ее различные виды, - тесты на умение концентрироваться, на собранность, - тесты на волевые качества; 2) тесты профессиональных и иных достижений; 3) тесты на интеллект, в том числе - общие тесты на интеллект - специальные тесты на интеллект; 4) тесты на специфические способности: - сенсорные (относящиеся к органам чувств, ощущениям) способности, - моторные (двигательные) способности, - способности, относящиеся к отдельным функциям двигательного аппарата.

    Личностные тесты

    Первая разновидность индивидуальных тестов - личностные тесты призваны определять качества человека, в основном независимые от ситуации и постоянные во времени. В отличие от тестов способностей, ориентированных на выполнение испытуемым поставленного задания, достижение высоких результатов, они рассчитаны на открытую и свободную реакцию человека, выявляющую его относительно стабильные черты. Главное назначение личностных тестов состоит в выявлении того, как человек ведет себя в определенных ситуациях или решает определенный круг проблем. Личностные тесты могут исследовать, например, такие психологические качества личности, как темперамент, агрессивность, тревожность, уровень притязаний, самооценка и т.д.

    В субъективных личностных тестах принцип оценки понятен для испытуемого. Поэтому в случае неискренности своими ответами он может повлиять на результат и исказить его. Помешать этому призваны вопросы на искренность (ложь). Если, стремясь создать о себе хорошее впечатление, испытуемый в своих ответах превышает допустимый предел возможностей (прежде всего случайной) неискренности, то результаты теста считаются недействительными. Пример субъективных тестов - тест «Темперамент личности».

    Широко распространенная разновидность субъективных тестов - личностные опросники. Они содержат комплекс вопросов, ориентированных на общую цель. В зависимости от целей теста различают многофакторные (дающие разностороннюю комплексную оценку психологических качеств личности), однофакторные (выясняются отдельные устойчивые особенности человека, например, его темперамент) и проективные (когда испытуемому предлагают, например, завершить незаконченные предложения, дать интерпретацию тому или иному изображению или же нарисовать дом, животное или какой-либо другой объект).

    Тесты на интересы и склонности исследуют предпочтения испытуемого определенным видам деятельности и ситуациям, структуру мотивации сотрудников. Этот вид тестов широко применяется при профессиональном консультировании, а также при определении эффективности различных стимулов трудовой деятельности (см. например, тест «Парные сравнения»).

    В объективных личностных тестах принципы их интерпретации скрыты от испытуемых. Поэтому при их использовании человек, не обладающий соответствующими профессиональными психологическими знаниями, не может повлиять на результат теста, исказить его.

    Проективные личностные тесты отличает стремление выявить с помощью специальных техник наиболее глубокие структуры личности. Методики этого типа исходят из того, что коренящиеся в подсознании потребности и процессы проецируются во внешний окружающий мир, проявляются в особенностях поведения, действий человека. Для того чтобы получить внешнюю проекцию подсознательного, индивиду предлагают спонтанно, естественным образом реагировать на определенные ситуации (например: нарисовать человека или дерево (тест Маховера); дать интерпретацию неопределенных очертаний или чернильных пятен (тест Роршаха); завершить высказывание одного из действующих лиц, изображенных на картинке (тест Розенцвейга); выбрать цвета, которые наиболее нравятся испытуемому (цветовой тест Люшера), и т.п.).

    Непроизвольно чертя или рисуя что-то на скучной лекции или бесполезном утомительном заседании, человек тем самым выражает в определенной символике свои подсознательные потребности, желания, ожидания, чувства или мысли. Проективные тесты используют связи между подсознательными процессами и их символическим выражением в определенных действиях или предпочтениях для установления наиболее глубоких характеристик психики человека. Проективные тесты достаточно разнообразны. Так, в России распространена классификация этих тестов, включающая конститутивные, конструктивные, интерпретативные, катартические, экспрессивные, импрессивные и аддитивные тесты.

    Тесты способностей

    Вторая разновидность индивидуальных тестов - тесты способностей. Они требуют от испытуемого проявить себя в какого-нибудь рода достижениях. В тестах на скорость это может быть максимальное количество задач, решаемых за определенный промежуток времени, в тестах на уровень достижений - сложность решаемых задач.

    Общие тесты достижений служат выявлению качеств, являющихся предпосылками любого умственного труда. К таким качествам относятся прежде всего внимательность, умение концентрироваться, волевые качества, память (образная, логическая, эмоциональная). Эти черты личности по-разному влияют на освоение тех или иных профессий и результаты труда.

    Тесты профессиональных и иных достижений характеризуют уровень освоения той или иной сферы деятельности, например, уровень усвоения студентами экономических знаний, способность руководителей решать задачи в области управления человеческими ресурсами и т.п.

    Тесты на интеллект оценивают уровень интеллектуального развития человека. Это могут быть: - глубина ума - способность проникать в сущность явлений, понимать их причины, истоки; - широта ума - способность видеть проблему в широком контексте, во взаимосвязи с другими явлениями; - критичность - стремление подвергать сомнению достигнутые результаты в целях повышения объективности познания, нахождения истины; - гибкость - способность переключаться с одной идеи на другую, учитывать различные, в том числе и противоположные, точки зрения; - быстрота - скорость решения задач, способность производить в определенное время большое количество умственных операций, выдвигать много идей; - оригинальность - способность порождать новые, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи; - пытливость - стремление к нахождению наилучших решений, совершенствованию выводов.

    На основе последовательного применения серии интеллектуальных тестов рассчитывается количественный показатель уровня развития интеллекта у испытуемого - коэффициент интеллект, IQ. Во многих странах Запада коэффициент интеллекта широко используется для оценки уровня интеллектуального развития претендентов на занятие определенных, в первую очередь руководящих должностей. В зависимости от целей оценки применяются как общие, универсальные, так специфические, выявляющие отдельные интеллектуальные качества (например, оригинальность мышления) тесты.

    Тесты на специфические способности служат выявлению сенсорных (острота зрения, восприятие цвета, слух) или моторных· (физическая сила, ловкость рук, быстрота реакции) способностей. Во многих случаях развитость таких способностей - необходимо условие профессиональной при годности (например, быстрота реакции - одно из важнейших качеств операторов сложных управленческих систем).

    Социально-психологические тесты. Социометрия

    Вторая группа тестов в классификации по исследуемому объекту - тесты социально-психологические. Они исследуют поведение индивида в группе, межличностные отношения, социально-психологическую совместимость членов группы, неформальны структуры и распределение ролей в группе.

    Социометрия - это область социальной психологии, уделяющая преимущественное внимание количественному измерению межличностных отношения. (Буквально термин «социометрия» означает «социальное измерение».) Основоположником социометрии как метода изучения межличностных отношений является известный американский психиатр и психолог Дж. Морено, который стремился с помощью разработанной им методики установить невидимые внешне эмоциональные связи между людьми, измерить их и зафиксировать в специальных матрицах, индексах и графиках.

    Социометрический метод Морено базируется на пяти главных тезисах:

    1. Человеческие чувства имеют количественное измерение и выражаются в простейших единицах - «теле», характеризующих эмоциональные связи между людьми. По распределению «чувственной материи» (измеряемой в «теле») можно судить о распределении симпатий и антипатий между людьми. Величину и характер чувств можно измерить с помощью социометрического метода.

    2. Ни один человек не может жить без эмоциональных связей с другими людьми, и поэтому не отдельный индивид, а эмоционально объединенная группа является наименьшим элементом общества, своего рода «социальным атомом». В то же время группа состоит из индивидуальных атомов - отдельных личностей, каждая из которых - ядро, своего рода центр, в котором собираются воедино многочисленные роли, характеризующие ее (личности) взаимодействие с другими людьми. Складывающиеся стихийно групповые отношения и роли влияют на самочувствие и поведение индивидов и групп и могут быть источником острых конфликтов. Структуру (в том числе характер) этих межличностных отношений можно установить с помощью специальных методов - «тестов ролей»: «психодрамы» и «социодрамы», которые выполняют как оценочные, диагностические, так и терапевтические, улучшающие межличностные связи функции.

    3. В отношениях между людьми действует закон социальной гравитации. Он устанавливает, что сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними. Поэтому повысить эффективность групповой деятельности можно за счет приближения официальной формальной структуры группы к неформальной структуре взаимных симпатий.

    4. Высшие формы коллективной организации развиваются из низзших, простейших. Вследствие этого ведущим методом повышения эффективности деятельности организации являются не макроструктурные, общеорганизационные преобразования, а воздействие на малые группы.

    5. Внутри любой группы симпатии и привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений ее членов направлена на немногих индивидов, на так называемые «звезды», тогда как большинство участников оказываются эмоционально обездоленными («социометрический пролетариат»). Увеличение размера группы еще более усиливает эту непропорциональность, которую может уничтожить лишь «социометрическая революция», проведенная с помощью соответствующего научного метода.

    Согласно Морено, при проведении социометрического исследования важно обеспечить необходимую для этого мотивацию его участников. Это отражает правило адекватной мотивации: процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых. Лишь в этом случае исследуемая группа превращается в группу исследователей, стремящихся не только добросовестно выполнить указания тестирующего, но и извлечь из этого жизненно важные для себя уроки.

    Хотя терминология, которой пользовался Морено, несколько своеобразна, идеи и практические выводы его метода получили эмпирическое подтверждение и широко используются сегодня. Социометрический метод (в наши дни о нем чаще говорят во множественном числе - «методы», поскольку существуют много разновидностей социометрического метода) позволяет описать положение индивида в группе так, как оно ему представляется, сопоставить это с реакциями других членов группы, установить структуру групповых ролей, в том числе выявить, лидеров и аутсайдеров - изгоев, математически сравнить взаимоотношения людей в различных коллективах.

    В рамках социометрии Морено можно выделить три группы методов, позволяющих исследовать качества и устойчивые черты поведения индивидов в группе (коллективе):

    1) социометрическая тестовая методика (тест);

    2) психодрама;

    3) социодрама.

    Социометрическая тестовая методика достаточно проста и широко используется. В основе социометрических тестов лежит фиксация симпатий и антипатий членов группы по отношению друг к другу. Каждого члена группы просят ответить в письменной форме на вопросы, например, о том, с кем он желал бы, а с кем нет выполнять долгосрочное сложное и ответственное задание, кого бы из членов группы он включил бы, а кого не включил бы в новую группу и т.п. Испытуемый делает ряд соответствующих выборов, которые позволяют судить о степени его симпатий и антипатий.

    Вопросы социометрического теста могут существенно различаться в зависимости от целей исследования (к примеру, если нужно выявить делового лидера, то они касаются совместного выполнения задания, обращения за профессиональным советом и т.п.; если лидера эмоционального, то речь идет о выборе компаньона для совместного отдыха, откровенной беседы «по душам», празднования знаменательных дат и т.п.). При этом можно выявить различные по своему характеру структуры межличностных отношений: на основе поддержки, популярности, престижа, лидерства и др.

    С помощью социометрических тестов можно выявить не только эмоциональные отношения, но и типичные образцы поведения членов коллектива, распределение неформальных социальных ролей (например, лидера-организатора, специалиста-эксперта, козла отпущения и т.п.). Это дает руководству возможность своевременно заметить напряженность в отношениях между людьми, устранить почву для деструктивных конфликтов, улучшить моральный климат, повысить сплоченность коллектива и трудовую мотивацию его членов, снизить текучесть кадров. Особенно плодотворно социометрическое тестирование используется при формировании команд.

    Разработанные Морено наряду с социометрическими тестами методы психодрамы и социодрамы выходят за рамки традиционного тестирования и относятся как к ситуативным тестам, так и к деловым играм.

    Список использованных источников

    1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. / Г.М. Андреева. – М. Аспект Пресс, 2001. – 384 с.

    2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. Питер, 2008. – 352 с.

    3. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика / К.М. Гуревич. – М. Изд-во УРАО, 2003г. – 80 с.

    4. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Издание 4. / Р.С. Немов. – М. Владос, 2003г. – 640 с.

    5. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. / В.П. Пугачев. – М. Аспект Пресс, 2003. – 285с.

    Тесты по психологии

    / Тесты по психологии

    Тип темперамента, характеризирующийся легкой ранимостью

    г) меланхолик

    Отметьте соотношение основных свойств нервной системы, лежащее в основе сангв

    б) сильный, уравновешенный, подвижный;

    Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности:

    б) направленность;

    Какой индивидуальной особенности личности соответствует след.определение: Индивидуально-психологические особенности человека

    Коммуникативная сторона общения - это:

    б) обмен информацией;

    К какой стратегии поведения относится следующее описание. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как

    б) конкуренция;

    Противоречие, противосостояние ценностей, установок, мотивов есть:

    б) конфликт;

    К какой стратегии поведения относится следующее описание: Действия участников направлены на поиски решения.

    г) компромисс;

    К какой стратегии поведения относится следующее описание: Действия участников направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений

    К какой форме поведения в конфликтной ситуации относится следующее описание: Предполагается открытый обмен мнениями.

    б) сотрудничество;

    Скачать Лаборатория Прикладной Психологии «PSYCOM» г

    Описание торрента

    Компьютерные тесты по психологии

    Год выпуска: 2004

    Автор: Лаборатория Прикладной Психологии «PSYCOM» г. Москвы

    Описание: Каталог компьютерных программ

    Лаборатории Прикладной Психологии «PSYCOM»

    Содержание:

    1. Многоаспектная методика СМИЛ (566 вопросов) - 1,7 МБ;

    2. Профориентационная методика Дж.Голланда - 293 КБ;

    3. Многоаспектная методика СМИЛ (388 вопросов) - 891 КБ;

    4. Ориентировочная анкета направленности Б.Басса - 407 КБ;

    5. Модифицированный 8 цветовой тест М.Люшера - 322 КБ;

    6. Тест К.Томаса реагирование в конфликтных ситуациях - 300 КБ;

    7. Методика САН (Самочувствие Активность Настроение) - 302 КБ;

    8. Модифицированный портретный тест Л.Сонди - 822 КБ;

    9. 16 факторный личностный опростник Р.Кеттелла - 467 КБ;

    10. Опросник уровня агрессивности Б.Басса-Дарки - 260 КБ;

    11. Методика УСК (Уровень Субъективного Контроля) - 413 КБ;

    Тесты по разделу «Педагогическая психология»

    Тесты по разделу «Педагогическая психология»

    Тесты по разделу «Педагогическая психология»

    Тест для проверки усвоения темы: Предмет педагогической психологии

    В работе с тестом см. лит-ру: Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М. Логос, 2001. Часть 1. Гл. 1, 2; Лекции по педагогической психологии

    1. Педагогическая психология возникла:

    а) в начале XIX в, в) во второй половинеXIX в.

    б) в середине XIX в. г) в начале XX в.

    2. Термин «педагогическая психология- был предложен:

    а) К. Д. Ушинским в) П. П. Блонским

    б) П. Ф. Каптеревым г) Дж. Дьюи

    3. Основоположником русской педагогической психологии является:

    а) К. Д. Ушинский в) П. Ф. Каптерев

    б) А. П. Нечаев г) А. Ф. Лаэурский

    6> в 1876 г. г> в 1885 г.

    5. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

    а) различные названия одной и той же области знания

    б) различные области знания

    в) экспериментальная педагогика — как отрасль педагогической психологии

    г) педагогическая психология — как отрасль экспериментальной педагогики

    6. Книга Л. С. Выготского «Педагогическая психология» вышла в:

    а) 1922 г. в) 1930 г.

    б) 1926 г. г) 1933 г.

    7. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв. обусловлен­ное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием при­кладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

    а) педагогика в) дидактика

    а) во второй половине XIXВ. в) в середине XIX в.

    б) в начале XX в. г) на рубеже XIX—XX вв.

    9. Основоположником российской педологии является:

    а) А. П. Нечаев в) К. Д. Ушинский

    б) В. М. Бехтерев г) Н. Н. Ланге

    10. Основателем зарубежной педологии считается:

    а) С. Холл в) Дж. Уотсон

    б) Дж. Дьюи г) У. Джемс

    11, Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

    а) комплексного подхода

    б) деятельностного подхода

    в) практической направленности на диагностику психического развития

    г) кибернетического подхода

    12. Содержание педологии к развитию ребенка составляли подходы:

    а) дидактический в) деятельностный

    б) кибернетический г) комплексный

    13. Педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды рассматривал:

    а) М. Я. Басов в) П. П. Блонский

    б) В. М. Бехтерев г) С. Холл

    14. Первая педологическая лаборатория была создана:

    а) А. П. Нечаевым в 1901 г. в) У. Джемсом в 1875 г.

    б) С. Холлом в 1889г. г) Н. Н. Ланге в 1896г.

    15. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила существование в нашей стране:

    а) в 1928г. в) в 1936г.

    б) в 1932г. г) в 1939г.

    16. _________не является разделом педагогической психологии

    а) психология обучения в) психология учебной деятельности

    б) психология младшего школьника г) психология педагогической деятельности

    17. В качестве основания выделения педагогической психологии в самостоятельную отрасль избран(а)

    а) процесс обучения в) процесс развития

    б) система отношений человека к обществу г) конкретная деятельность

    18. В структуру педагогической психологии не входит психология:

    а) воспитание в) развитие личности

    б) обучение г) учителя

    19. Две стороны процесса усвоения (присвоения) социального опыта определяют, по Н.Ф. Талызиной, две основные ветви педагогической психологии:

    а) психологию научения и психологию образования

    б) психологию воспитания и психологию преподавания

    в) психологию учения и психологию воспитания

    г) психологию образовательного процесса

    20. Определение педагогической психологии как отрасли психологии, изучающей закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованной учебно-воспитательной деятельности, а также взаимосвязи между обучением и развитием личности, и, наконец, само развитие личности в процессе учебной деятельности дано:

    а) Л.С. Выготским в) И.А. Зимней

    б) А.В. Петровским г) Н.Ф. Талызиной

    21. Педагогическая психология изучает:

    а) процесс воспитания и развития

    в) процесс обучения

    б) процесс развития

    г) психологические закономерности процесса обучения и воспитания

    22. Педагогическая психология изучает развитие личности:

    а) под воздействия обучения и воспитания в) под воздействием социума

    б) в возрастном аспекте г) в целом

    23. Факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом, в разных условиях образовательного процесса, являются предметом __________ психологии

    а) педагогической в) социальной

    б) когнитивной г) возрастной

    24. Центральной проблемой педагогической психологии является проблема:

    а) периодизации психического развития в) соотношения обучения и развития

    б) психического развития г) единства психики и деятельности

    Методы педагогической психологии

    В работе с тестом см. лит-ру: Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М. Логос, 2001. Часть 1. Гл. 2.; Лекции по педагогической психологии

    1. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к;

    а) организационным методам в) способам обработки данных

    6> эмпирическим методам г) интерпретационным методам

    2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в пси­холого-педагогических исследованиях, называется:

    а) наблюдением в) констатирующим экспериментом

    6> формирующим экспериментом г) квазиэкспериментом

    3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

    а) от регулярности в) от позиции наблюдателя

    б) от упорядоченности г) от активности наблюдателя

    4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

    а) наблюдении в) методе анализа продуктов деятельности

    б) экспериментальном методе г) контент-анализе

    5. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на ис­пытуемого — это:

    а) пилотажный эксперимент в) констатирующий эксперимент

    б) формирующий эксперимент г) включенное наблюдение

    6. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

    а) о наличии явления

    6> о наличии связи между явлениями

    в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями

    г) о наличии причинной связи между явлениями

    7. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психи­ческого развития следующий эксперимент:

    а) констатирующий в) квазиэксперимент

    б) формирующий г) естественный

    8. Синонимами формирующего эксперимента являются:

    а) квазиэксперимент в) генетико-моделирующий эксперимент

    б) контрольный эксперимент г) проективный эксперимент

    9. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с пе­дагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

    а) наблюдение в) лабораторный эксперимент

    б) формирующий эксперимент г) метод анализа продуктов деятельности

    10. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:

    а) естественнонаучный эксперимент в) констатирующий эксперимент

    б) формирующий эксперимент г) естественный эксперимент

    11. Изменения в уровне знаний, умений, отношений, способностей, личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием, изучаются с помощью:

    а) формирующего эксперимента в) беседы

    б) наблюдения г) анализа результатов деятельности

    12. Наблюдение называется включенным, если педагог:

    а) наблюдает за поведением ребенка в целом

    б) включен в совместную деятельность с учащимися в процессе исследования

    в) находится рядом с учащимися в процессе исследования

    г) стремится выделить в поведении ребёнка определенные тенденции

    13. Наблюдение наиболее часто применяется в педагогической психологии благодаря его:

    а) отсутствию какой – либо аппаратуры

    б) отсутствию целенаправленной подготовки

    в) доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами

    г) доступности и отсутствию специального оборудования

    14. Эксперимент, наиболее соответствующий сущности предмета педагогической психологии называется:

    а) естественным в) лабораторным

    б) формирующим г) констатирующим

    Тема 2. Проблема обучения и развития в психологии

    Тест для проверки усвоения темы:

    В работе с тестом см. лит-ру: Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М. Логос, 2001. с. 91-96, 56-74; Лекции по педагогической психологии

    1. По поводу соотношения обучения и развития У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка счи­тали, что:

    а) обучение и есть развитие

    б) обучение — это только внешние условия созревания, развития

    в) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка

    г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием

    2. Существенное влияние в 20-х гг. на педологию оказал. подход к психическому развитию:

    а) биологизаторский в) теория «двух» факторов

    б) социологизаторский г) когнитивистский

    3. Психическое развитие и обучение отождествлял:

    а) Ж. Пиаже в) Дж. Брунер

    б) Э. Торндайк г) П. П. Блонский

    4. Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

    а) Л. С. Выготский в) Б. Г. Ананьев

    б) Л. С. Рубинштейн г) Дж. Брунер

    5. Уровень актуального развития характеризуют:

    а) обученность, воспитанность, развитость

    б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

    в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость

    г) обученность, обучаемость

    6. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи друга, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой — это показатели:

    а) обучаемости в) воспитуемости

    б) развитости г) развиваемости

    7. Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой - это показатели:

    а) обучаемости в) развиваемости

    б) развитости г) воспитуемости

    8. С одной стороны — результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой - цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения — это:

    а) обученность в)обучаемость

    б)воспитанность г)воспитуемость

    9. Активность ориентировки в новых условиях характеризует:

    а) вид обучаемости в) этап обучаемости

    б) уровень обучаемости г) форма проявления обучаемости

    10. Обучаемость к способам предметной деятельности понимается как:

    а) вид обучаемости в) этап обучаемости

    б) уровень обучаемости г) форма проявления обучаемости

    11. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

    а) младшем школьном возрасте в) старшем подростковом возрасте

    б) младшем подростковом возрасте г) юношеском возрасте

    12. Проблемы взаимосвязи в познавательной деятельности восприятия и мышления; изучал(и) в отечественной психологии:

    а) С. Л; Рубинштейн, С. Н. Шабалин в) Л. В. Занков

    б) А. А. Смирнов, П. И. Зинченко г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов

    13. Вопросы взаимосвязи в познавательной деятельности памяти и мышления в отечественной психологии анализировали:

    а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин 6) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков

    в) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов

    14 .Особенности развития мышления и речи дошкольников и школьников в отече­ственной психологии исследовали:

    а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин в) А. Р. Лурия, А. В. Запорожец

    б) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков г) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер

    15. Психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению выявлены:

    а) Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным в) Д. Н. Богоявленским

    б) Л. И. Божович г) В. В. Давыдовым

    16. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:

    а) Н. А. Менчинская в) Н. Ф. Талызина

    б) И. С. Якиманская г) Е. И. Кабанова-Меллер

    17. В современной концепции обучения тезис «Научить знаниям» заменен тезисом «Научить…»

    а) основными навыками

    б) делать выводы в соответствии с полученными знаниями

    в) получать знания

    г) контролировать знания

    18. Одним из принципов развивающего обучения, по Л.В. Занкову, является принцип:

    а) ведущей роли практических умений

    б) обучения на высоком уровне сложности

    в) наглядности

    г) работы над развитием отстающих учащихся

    19. Правило, предписывающее последовательность элементарных действий, однозначно понимаемых и исполняемых всеми, называется:

    а) фреймом в) степом

    б) ни один из ответов не верен г) алгоритмом

    20. Целенаправленная, последовательная передача общественно – исторического опыта в специально организованных условиях называется:

    а) учением в) учебной деятельностью

    б) научением г) обучением

    Тема 3. Психологическая сущность и структура учебной деятельности

    Тест для проверки усвоения темы: Психологическая сущность учебной деятельности

    В работе с тестом см. лит-ру:. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М. ACADEMIA. 1999. с. 46-56, Гл. 6; Лекции по педагогической психологии; Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М. Логос, 2001. с.191-217

    1. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возра­сте определяется:

    а) в исследованиях Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

    б) в классической советской психологии и педагогике

    в) в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

    г) в теории поэтапного формирования умственных действий

    2. Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В. В. Давыдову) является:

    а) родом в) уровнем

    б) видом г) формой проявления

    3. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:

    а) одна из форм проявления усвоения в) уровень усвоения

    б) разновидность усвоения г)этап усвоения

    4. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со сво­ими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:

    а) ориентировочными в) контрольными

    б) исполнительными г) оценочными

    5. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям — это:

    а) форма их проявления в) этап их усвоения

    б) их вид г) уровень их усвоения

    6. Оценочные учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

    а) вид—род в) форма проявления учебной деятельности

    б) часть—целое г) уровень ее усвоения

    7. Преобразующие, исследовательские действия учебной деятельности выделяют­ся с позиции:

    а) субъектно-деятельностной

    б) внутренних или внешних действий

    в) с точки зрения отношения к предмету деятельности

    г) предмета самой учебной деятельности

    8. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия; действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции:

    а) субъектно-деятельностной

    б) внутренних или внешних действий

    в) отношения к предмету деятельности

    г) доминирования продуктивности (репродуктивности)

    9. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

    а) часть—целое в) форма проявления учебной деятельности

    б) вид—род г) функциональные отношения

    10. Основанием выделения материальных, внешнеречевых, умственных действий является:

    а) форма действия в) мера развернутости

    б) степень обобщенности г) мера автоматизированности

    11. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать пра­вильность выполнения действия, определяется как:

    а) разумность в) прочность

    б)осознанность г) освоенность

    12. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

    а) меру развернутости в) меру самостоятельности

    б) меру освоения г) меру обобщенности

    13. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в кото­рых оно выполняется, — это:

    а) разумность в) прочность

    б)осознанность г) освоенность

    14. К первичным свойствам учебного действия относится:

    а) форма действия в) разумность

    б)осознанность г)освоенность

    15. Вторичным свойством учебного действия выступает:

    а) форма действия в) разумность

    б) осознанность г) освоенность

    16. Обобщенность действия относится к. характеристикам состава и структуры знаний и действий (по И. И. Ильясову):

    а) первичным составным в) первичным простым содержательным

    б) первичным формальным простым г) производным

    17. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:

    а) ориентировочных действий в) контрольных действий

    б) исполнительных действий г) оценочных действий

    18. Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в оте­чественной науке изучает(ют).

    а) В. В. Давыдов, В, В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина

    б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов г) Т. В. Габай

    19. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

    а) ее вид в) этап ее реализации

    б) ее уровень г) форма ее проявления

    20. Виды приемов учебной деятельности изучал(а):.

    а) Е. И. Кабанова-Меллер в) Л. В. Занков

    б) А. К. Маркова г) 3. А. Решетова

    21. ___________- деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленной на его саморазвитие на основе решения посредством учебных действий специально поставленных педагогом учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

    а) ни один из ответов не верен в) учебная деятельность

    б) воспитательная деятельность г) педагогическая деятельность

    22. _________- совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности

    а) обучаемость в) активность

    б) образованность г) подвижность

    23. ________ считал, что в начальной школе должны быть только оценки, а не отметки

    а) Амонашвили в) Выготский

    б) Божович г) Леонтьев

    24. Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это:

    а) игра в) общение

    б) труд г) учение

    25. Материал, который должен быть усвоен называется:

    а) учебным действием в) учебной задачей

    б) действием оценки г) учебным заданием

    26. Одним из авторов теории учебной деятельности, разработанной в отечественной психологии, является

    а) Л.С. Выготский в) А.Н. Леонтьев

    б) Л.И. Божович г) В.В. Давыдов

    27. Одним из компонентов учебной деятельность является

    б) контрольная работа г) учебное действие

    28. Отметка в отличие от оценки выражается в:

    а) замечании в) одобрении

    б) похвале г) баллах

    29. Средствами учебной деятельностью являются:

    а) предметы окружающей действительности

    б) методы обучения

    в) теоретические и практические задания

    г) интеллектуальные действия, мыслительные операции, знакомые языковые средства

    30. Учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, овладение способами предметных и ________ действий

    а) игровых в) корректирующих

    б) познавательных г) контролирующих

    31. Учебная деятельность по теории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова характеризуется 3 составляющими: ___________, структурой и формированием

    а) содержанием в) проявлением

    б) процедурой г) динамикой

    Мотивы учения

    2) Выполнить тест. В работе с тестом см. лит-ру: А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения. М. «Педагогика». 1990; Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М. Логос, 2001. Часть 4.

    1. Проблему учебной мотивации анализировала(и):

    а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина

    б) А. К. Маркова, Ю.М. Орлов г) И. А. Зимняя

    2. Связь умственного развития и мотивации исследовали:

    а) А. К. Маркова в) М. В. Матюхина

    б) Г. И. Щукина г) А. Б. Орлов

    3. Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отече­ственной психологии изучал(а):

    а) Т. В. Габай в) М. И. Махмутов

    б) Н. Г. Морозова г) И. Я. Лернер

    4. Психологические причины неуспеваемости установлены:

    а) 3. А. Решетовой в) Н. А. Менчинской

    б) И. С. Якиманской г) И. Я. Лернером

    5. Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:

    а) А. К. Маркова в) Н. А. Менчинская

    б) Л. И. Божович г) М. В. Матюхина

    6. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

    а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»

    б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»

    в) эти понятия — синонимы

    г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации»

    7. Мотивы самообразования — это:

    а) форма проявления учебных мотивов

    б) этап усвоения учебных мотивов

    в) уровень познавательных мотивов

    г) качественная характеристика учебных мотивов

    8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:

    а) широкими познавательными мотивами

    б) широкими социальными мотивами

    в) учебно-познавательными мотивами

    г) узкими социальными мотивами

    9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:

    а) широкие социальные мотивы в) мотивы социального сотрудничества

    б) узкие социальные мотивы г) учебно-познавательные мотивы

    10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:

    а) широких познавательных мотивов в) мотивов самообразования

    б) учебно-познавательных мотивов г) мотивов социального сотрудничества

    11. Обращение учащегося к учителю по поводу рациональной организации учебно­го труда демонстрирует:

    а) вид учебного мотива в) уровень познавательных мотивов

    б) форму проявления учебных мотивов г) тип отношения школьника к учению

    12. Четыре понятия из следующих пяти слов - осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, выраженность - можно объединить в одну группу. Лиш­ним является:

    а) осознанность в) обобщенность

    б) самостоятельность г) выраженность

    13. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащего­ся называется:

    а) законом эффекта в) законом упражнений

    б) законом Йеркса — Додсона г) законом плато в формировании навыка

    14. Особенностями мотивации слабо успевающих школьников являются:

    а) интерес к вопросам узкого прагматического характера

    б) охотное выполнение однотипных заданий

    в) все ответы верны

    г) стремление найти самое ясное решение

    15. Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

    а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

    б) наличие специальных знаний, умений и навыков

    в) желание быть школьником

    г) самостоятельность в умственной деятельности

    Психология воспитания

    1. Понятие «воспитание» в русской педагогике датировалось:

    а) началом XVII в. в) началом XVIII в.

    б) второй половиной XVII в. г) второй половиной XVIII в.

    2. Начало научной разработки теории воспитания датируется:

    а) началом XVIII в. в) началом XIX в.

    б) концом XVIII в. г) концом XIX в.

    3. Процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимаются как:

    а) становление в) социализация

    б) формирование г) воспитание

    4. Целенаправленная деятельность, призванная сформировать у учащегося систе­му качеств личности, взглядов и убеждений, трактуется в педагогической психологии как воспитание:

    а) в широком смысле слова в) в локальном смысле слова

    б) в узком смысле слова г) в переносном смысле слова

    5. Относительная самостоятельность психологии воспитания и психологии обучения была зафиксирована еще в работах:

    а) Л. Ф. Каптерева в) В. А. Лая

    б) Дж. Дьюи г) Э. Клапареда

    6. Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понима­ется как:

    а) субъект деятельности в) личность

    б) индивид г) индивидуальность

    7. Понятие «задатки» характеризует:

    а) индивидные свойства в) личностные свойства

    б) субъектные свойства г) свойства индивидуальности

    8. Проблематика развития личности школьника составляла основу содержания исследований:

    а) А. В. Запорожца и его сотрудников в) А. В. Петровского, Я. Л. Коломинского б) Л. И. Божович и ее сотрудников г) Д. И. Фельдштейна

    9. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:

    а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений

    б) мораль поддержания отношений

    в) мораль индивидуальных принципов совести

    г) ориентация на наказание и покорность

    10. Автором таксономии учебных целей в аффективной области считается:

    а) Дж. Брунер в) В. Оконь

    б) П. Блум г)Дж. Дьюи

    11. Согласно. подходу, особенности личности обусловлены структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми:

    а) биогенетическому в) психогенетическому

    б) социогенетическому г) двухфакторному

    12. Когнитивистские концепции личности относятся к. подходу к изучению личности в зарубежной психологии:

    а) биогенетическому в) психогенетическому

    б) социогенетическому г) двухфакторному

    13. Основой теории и практики «свободного воспитания» является. подход к психическому развитию:

    а) биогизаторский в) двухфакторный

    б) социогизаторский г) психогенетический

    14. В 1950—70-х гг. на стыке социальной психологии и.педагогической психологии проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников:

    а) Д. И. Фельдштейном в) Д. Б. Элькониным, Д. Н. Богоявленским

    б) А. В. Петровским, Я. Л. Коломинским г) Л. В. Занковым

    15. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

    а) традиционное обучение в) программированное обучение

    б) проблемное обучение г) догматическое обучение .

    16. Особенности организации воспитывающей коллективной познавательной деятельности изучал(и).

    а) 3. И. Васильева, В. С. Ильин в) В. М. Коротов

    б) М. Д. Виноградов, И. Б. Первин г) Б. Т. Лихачев

    17. К мезофакторам социализации (по А. В. Мудрику) относятся:

    а) космос, планета, мир

    б) этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения

    в) семья, микросоциум, институты воспитания

    г) страна, общество, государство

    18. Для. воздействия как способа влияния характерно то, что оно направлено не непосредственно на учащегося, а на окружающую его среду:

    а) ненаправленного в) функционально-ролевого

    б) индивидуально-специфического г) косвенно-направленного

    19. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т. п. называется:

    а) внушением в) заражением

    б) подражанием г) убеждением

    20. _________ средства воспитания содержат воздействия, реализуемых без личных контактов воспитателя и воспитуемого

    а) поведенческие в) комплексные

    б) косвенные г) прямые

    21. Внушение, повествование, диалог, доказательство относят к группе воспитательных методов:

    а) коррекции в) оценки и самооценки

    б) упражнений г) убеждения

    22. К закономерностям воспитания не относится:

    а) формирование в структуре личности социально - психологических новообразований

    б) деятельность, сопровождающая ситуацией успеха

    в) выработка навыка в ходе постановки учебной задачи

    г) соблюдение соотношения усилий ребенка и педагога в совместной деятельности

    23. К ключевым понятиям модели воспитания, предложенной Х. Джайноттом, не относят:

    а) обусловленную любовь

    б) осознание собственных эмоциональных конфликтов

    в) сензитивность родителей к переживаниям ребенка

    г) одобрительные отношения к личности и чувствам ребенка

    24. К типа воспитания по Г. Крайг не относится:

    а) авторитетный в) либеральный

    б) гуманистический г) авторитарный

    25. На конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив, считал:

    а) Л.П. Божович в) Я.А. Коменский

    б) С.Л. Рубинштейн г) А.С. Макаренко

    26. К ключевым понятиям модели воспитания, предложенной Х. Джайноттом, не относят:

    а) обусловленную любовь

    б) осознание собственных эмоциональных конфликтов

    в) сензитивность родителей к переживаниям ребенка

    г) одобрительные отношения к личности и чувствам ребёнка

    Тема 7. Характеристика педагогической деятельности

    Выполнить тест. В работе с тестом см. лит-ру: Лекции по педагогической психологии; Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М. Логос, 2001. Часть 5

    1. В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:

    а) Н. Д. Левитовым в) В. А. Крутецким

    б) Ф. Н. Гоноболиным г) Л. М. Митиной

    2. Характер взаимодействия педагогов и учащихся как специально регулируемое взаимодействие на основе личностных отношений изучал(а):

    а) Н. Д. Хмель в) В. М. Коротов

    б) В. П. Беспалько г) М. Д. Виноградова

    3. В концепции педагогических способностей, развиваемой. все они соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы:

    а) Н. В. Кузьминой и ее научной школой

    б) Л. М. Митиной и ее научной школой

    в) А. К. Марковой и ее научной школой

    г) В. А. Крутецким и его научной школой

    4. Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть. педагогической функции:

    а) конструктивной в) коммуникативной

    б) организаторской г) гностической

    5. Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н. В. Кузьминой, обладает. уровнем продуктивности деятельности учителя:

    а) репродуктивным в) локально-моделирующим

    б) адаптивным г) системно-моделирующим

    6. Педагогическое взаимодействие обучающего и обучаемого при обсуждении разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету состав суть. функции взаимодействия субъектов педагогического процесса:

    а) организационной в) коммуникативно-стимулирующей

    б) конструктивной г) информационно-обучающей

    7. Ведущим ученым в области педагогических способностей является:

    а) А. Б. Орлов в) В. В. Давыдов

    б) Л. М. Митина г) В. А. Крутецкий

    8. Проявление математических способностей изучал:

    а) В. А. Крутецкий в) В. И. Киреенко

    б) Б. М. Теплов г) Л. М.Митина

    9. Быстрое и творческое овладение методами обучения учащихся, изобретательность способов обучения проявляет. педагогические способности:

    а) гностические в) конструктивные

    б) проектировочные г) коммуникативные

    10. Проективный и перцептивно - рефлексивный уровни педагогических способное выделила:

    а) Л. М.Митина в) А. К. Маркова

    б) Н. В. Кузьмина г) Н. Ф. Талызина

    11. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюда­тельность педагога и т. п. составляют суть:

    а) дидактических способностей

    б) перцептивных способностей

    в) коммуникативных способностей

    г) организаторских способностей

    12. Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала:

    а) Л. М.Митина в) А. К. Маркова

    б) Н. Ф. Талызина г) Н. В. Кузьмина

    13. _________компонент педагогической деятельности связан с такими умениями, как изучение самого себя, оценивание себя и других

    а) конструктивный в) проектировочный

    б) коммуникативный г) гностический

    14. В структуру педагогической деятельности не входит:

    а) цели в) мотивация

    б) личность учащегося г) способы деятельности

    15. В эффективное управление процессом обучения не входит:

    а) разработка программы действий

    б) установление исходного уровня управляемого процесса

    в) переработка информации, полученной по канату обратной связи

    г) анализ воспитуемого ученика

    16. И.А. Зимняя выделила три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога:

    а) ни один из ответов не верен

    б) эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, организованность

    в) предрасположенность, личностная готовность, включаемость во взаимодействие

    г) активность, эмоциональность, толерантность

    17. Индивидуальный стиль деятельности педагога, для которого характерны высокий уровень знаний, умение интересно преподавать материал, высокая методичность, умение вызывать интерес, с одной стороны, и некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая зависимость от ситуации на уроке, с другой стороны, называется:

    а) эмоционально-импровизационным в) рассуждающее - методическим

    б) рассуждающее – импровизационным г) эмоционально - методическим

    18. Н.А. Аминов в качестве основы дифференциации педагогических способностей предложил:

    а) способы взаимодействия в) направленность

    б) любовь к детям г) успешность

    19. Под __________ педагогическими способностями (по В.А. Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний

    а) перцептивными в) академическими

    б) организаторскими г) дидактическими

    20. Предметом педагогической деятельности является:

    а) методы и средства обучения и воспитания

    в) сам учащийся

    г) организация учебно – воспитательной деятельности обучающихся

    21. Сущность профессиограммы состоит в том, что она:

    а) определяет физиологические требования к специалисту

    б) устанавливает критерии и требования к организации труда

    в) определяет уровень подготовке специалиста

    г) устанавливает требования, предъявляемые к качествам специалиста, его возможностям и способностям

    Тема 8. Учитель как субъект педагогической деятельности

    Выполнить тест. В работе с тестом см. лит-ру: Лекции по педагогической психологии;

    Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М. Логос, 2001. Часть 6.

    1. Общение как сторону совместной деятельности и как самостоятельный феномен, отличный от деятельности, рассматривал(а):

    а) А. А. Бодалев в) М. И. Лисина

    б) М. С. Каган г) Л. П. Буева

    2. Проблемы социальной перцепции изучали:

    а) В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев в) С. Д. Смирнов, Г. А. Берулава

    б) А. А. Бодалев, В. А. Лабунская г) Л. М. Митина, А. К. Маркова

    3. Общение и деятельность соотносятся, по А. Н. Леонтьеву, как:

    а) род— вид в) самостоятельные феномены

    б) рядоположенные г) между ними функциональные отношения

    4. Общение и деятельность соотносятся, по Б. Ф. Ломову, как:

    а) род— вид в) самостоятельные феномены

    б) рядоположенные г) между ними функциональные отношения

    5. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной учебной деятельности соответствует. цели педагогического общения:

    а) информационной в) амотивной

    б) контактной г) координационной

    6. Функция фасилитации педагогического общения выделена:

    а) А. Б. Орловым в) А. Маслоу

    б) А. К. Марковой г) К. Роджерсом

    7. Общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое обще­ние определяется как:

    а) микроуровень общения в) макроуровень общения

    б) мезоуровень общения г) мета уровень общения

    8. уровень коммуникативных умений характеризуется частным и несистематизи­рованным осознанием явлений педагогического общения:

    а) интуитивный в) сознательный

    б) житейский г) рациональный

    9. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям:

    а) межличностной коммуникации

    б) восприятия и понимания друг друга

    в) межличностного взаимодействия

    г) передачи информации

    10. Интересы и склонности учителя выступают показателем. плана общения:

    а) коммуникативного

    б) индивидуально-личностного

    в) общего социально-психологического

    г) морально-политического

    11. как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:

    а) социально-психологическая рефлексия в) эмпатия

    б) стереотипизация г) идентификация

    12. Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике состав­ляет суть:

    а) эффекта ореола в) эффекта инерционности

    б) эффекта последовательности г) эффекта стереотипизации

    13. Неправильное отношение учителя к учащемуся относится к. педагогического общения:

    а) физическим барьерам

    6> социально-психологическим барьерам

    в) барьерам неправильной установки сознания

    г) организационно-психологическим барьерам

    14. ________- такое общение с учащимися, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности ученика, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения

    а) вербальное в) межличностное

    б) педагогическое г) групповое

    15. Взаимодействие учителя с учениками, состоящее в обмене познавательной информацией, что приводит к совместной аффективно-оценочной деятельности называется __________

    а) обучением в) воспитанием

    б) педагогическим общением г) учебной деятельностью

    16. Принцип «безусловного принятия» ребенка означает:

    а) выражать неудовольствие отдельными действиями, а не ребенком

    б) любить ребенка за то, что он умный и красивый

    в) любить его за то, что он есть

    г) систематически выражать недовольство действиями ребенка

    17. Способность побороть свой эгоцентризм, понять и принять точку зрения учащегося, вставить на его место и рассуждать с его позиции называется

    а) профессионализм в) объективность

    б) эмпатия г) толерантность

    18. Способность учителя эмоционально и силой знаний заражать учащихся называется:

    а) фассилитацией в) доминантностью

    б) пластичностью г) культурой

    19. В группу педагогических воздействий на ученика (по А.К. Марковой) не входит:

    а) умение работать с содержанием учебного материала

    б) выбор и применение методов, форм, средств воздействий и их комбинаций

    в) изучение наличных возможностей учащихся и новых уровней их психического воздействия

    г) отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала

    Схема психологического анализа урока

    1. Создание положительной мотивации.

    Деятельность со стороны учителя: Требовательность к учащимся; аппеляция к чувству долга и ответственности; создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчёркивание важности материала; эмоциональность изложения; использование современных информационных технологий, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.

    Деятельность со стороны учащихся: О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися, рабочая обстановка в классе и т.д.

    2. Организация внимания.

    Деятельность со стороны учителя: Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчёркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО; эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и т.д.

    Деятельность со стороны учащихся: О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствуют: поглощённость деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому.

    3. Организация восприятия учебного материала.

    Деятельность со стороны учителя: Чёткая постановка целей и задач урока; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; чёткость инструкций относительно заданных видов работы (упражнения, наглядность, ТСО и т.д.).

    Деятельность со стороны учащихся: О точности и осмысленности восприятия свидетельствуют: выделение учениками в материале существенного; отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам.

    4. Организация работы памяти.

    Деятельность со стороны учителя: Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, составление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО.

    Деятельность со стороны учащихся: О проявлениях осмысленной или механической, произвольной или непроизвольной памяти свидетельствуют: ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.

    5. Организация деятельности мышления.

    Деятельность со стороны учителя: Создание проблемных ситуаций; чёткая постановка вопросов; организация операций анализа, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения; побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам; использование различных видов творческих работ.

    Деятельность со стороны учащихся: О самостоятельности, эвристичности, обобщённости и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу; лёгкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.

    Глоссарий основных понятий, используемых в Педагогической психологии