Софт

кодеки xvid

Рейтинг: 4.7/5.0 (1151 проголосовавших)

Описание

Видеокодек – Xvid

Видеокодек – Xvid

Большинство муьлтимедиафайов (музыка, фильмы, видеоролики и тп.), которые мы практически ежедневно выкачиваем из Интернета, до выкладывания в сеть были сжаты с помощью кодека Xvid. Многие начинающие пользователи совершенно не знают о существовании такого кодека и просмотреть или прослушать полученные файлы им не удается. Ну вспомните себя, когда появился новый формат mkv, тоже ведь не получалось воспроизвести видео в этом формате и часто на различных сетевых ресурсах можно было встретить один и тот же вопрос: как открыть файл mkv. Все верно, всего-навсего нужно было установить специальный кодек. Тоже самое необходимо сделать в случае с воспроизведением файлов сжатым Xvide кодеком.

Кодек Xvide универсален в применении. С помощью него можно создавать как очень компактные (как раз для выкладывания в сеть) видеофайлы, отлично воспроизводимые на мобильных телефонах, так и файлы с очень высоким качеством и разрешением изображения, например с HD-разрешением (конечно, их размер в этом случае будет намного больше описанного выше, однако все ровно компактнее, чем DVD или Blu-ray-оригинала).

После загрузки и установки кодека на свой компьютер, вы автоматически сможете просматривать фильмы и сериалы, которые были сохранены в формате DivX, так как форматы DivX и Xvid полностью совместимы.

Стоит отметить, что данный кодек не имеет своей собственной программы-проигрыватея, однако кодек без проблем интегрируется в любые другие медиаплееры, например такие как “Проигрыватель Windows Media” и даже медиапеер Winamp. После такого “внедрения” проигрыватели приобретут способность воспроизводить фильмы в формате Xvid и DivX.

  • Разработчик: Xvid
  • Адрес в Интернет: www.xvid.org
  • Операционная система: Windows XP/Vista/7
  • Язык: английский
  • Цена: бесплатно
  • Скачать можно по ссылке: xvidcore-1.3.2.zip

кодеки xvid:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Кодеки, проигрыватель, программы по видео

    Компьютер, проигрыватель, кодек

    Вы уже приобрели наш CD-диск и хотите посмотреть его.

    Что нужно для этого в первую очередь? во вторую? в третью?

    Естественно, он - КОМПЬЮТЕР .

    Видеофайлы из нашего каталога записаны в формате MPEG4 (DivX), для их просмотра необходимо иметь компьютер по производительности не ниже чем Pentium II с тактовой частотой процессора не ниже 300 МГц. Для вывода изображения на монитор компьютера необходима SVGA совместимая видеокарта. При налилии видеокарты с TV-выходом фильмы можно будет смотреть и на телевизоре. Для вывода звука подойдет практически любая звуковая карта. Также необходим CD-дисковод, позволяющий читать CD-R диски. Например, минимальная конфигурация компьютера может выглядеть так: Windows 95/98, Celeron 300 Mhz, 128 Mb RAM, SVGA card, Sound Blaster 16 compatible sound card, CD-ROM 52x.

    Практически все современные компьютеры позволяют без проблем смотреть MPEG4-фильмы.

    Но учтите, что это далеко не однозначная оценка. Быстродействие программного декодера напрямую зависит от параметров сжатия конкретного фильма, главным образом от битрейта и размера кадра. Фильмы с разрешением 352*288 длительностью в один час вполне прилично смотрятся на Pentium 200MMX, в то время как при разрешении 720*576 фильм длительностью в два часа превращает просмотр в "слайд-шоу" на Pentium II 400 (предполагается, что в обоих случаях фильм занимает один CD). Чтобы узнать основные параметры сжатого видеофайла, нужно в проводнике щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и выбрать пункт Свойства, после чего открыть закладку Сведения.

    Внимание владельцам DVD-плееров.

    Если вы за сотню-другую USD приобрели DVD-плеер c поддержкой MPEG4, то будьте внимательны - у них обычно отсутствует возможность проигрывать MPEG4-видеофайл, закодированный младше 4-ой версии DivX-кодека. Радует, что сейчас некоторые фирмы-производители DVD-плееров приняли жалобы от покупателей и сделали поддержку младших версий DivX-кодека.

    Что же требуется еще?

    Удобная вам программа - ПРОИГРЫВАТЕЛЬ и кодеки (о них чуть позже).

    Обычно, на большинстве компьютеров уже установлено все необходимое для просмотра MPEG4-фильмов, и вам достаточно лишь вставить CD-диск в привод компакт-дисков и обратиться к видео-файлу, чтобы начать просмотр фильма. Но иногда может случиться такое, что на компьютере отсутствует тот или иной компонент. В этом случае вы либо вообще не сможете запустить фильм, либо запустите фильм, но без звука или без изображения.

    Но вернемся к нашей теме, итак, проигрыватель - это программа, которую вы непосредсвенно видите при запуске фильма. С помощью нее осуществляется управление просмотром - изменение размеров окна просмотра, перемотка на нужную позицию в фильме, регулировка громкости звука и т.д. При работе в Windows проблем с проигрывателем нет, вы всегда имеете, по крайней мере, один проигрыватель для просмотра фильмов - встроенный Windows Media Player (стандартный проигрыватель из Windows). Он и будет загружаться в первую очередь при запуске фильма, если вы не установили иной проигрыватель.

    На вкус и цвет, как говорят, товарищей нет. Существует великое множество проигрывателей. Рекомендуем!

    Лично нам более удобен и привычен проигрыватель Light Alloy - компактный мультимедийный плеер - проигрывает файлы ASF, AVI, DAT, M1V, M2V, MPE, MPEG, MPG, MOV, QT, MP3, MID, WAV и некоторые другие. Основная особенность - простота использования и в то же время многообразие настроек, включая произвольное изменение размеров экрана, масштабирование и позиционирование в режиме полного экрана, изменение скорости проигрывания от десятикратного замедления до двухкратного ускорения, а также покадровый просмотр, настройка аудио и видео декодера, поддержка субтитров, создание таблицы фильмов по плэйлисту, установка меток, поддержка управления с инфракрасного пульта (WinLIRC) и многое другое.

    Light Alloy - популярный бесплатный мультимедиаплеер для Microsoft Windows, разработанный, первоначально, российской компанией Softella, но с версии 4.1 разрабатывается командой энтузиастов из двух человек под общим названием Vortex Team.

    Описание проигрывателя здесь (старая версия проигрывателя).

    Программа полностью бесплатна. Вы можете использовать её как угодно, и делать с ней что угодно, насколько позволяет вам совесть.

    Для работы требуется DirectX - встроенная технология Windows, которая позволяет запускать высокоскоростное мультимедиа и игры на компьютере.

    Но, если вам этот проигрыватель не понравился, вот еще далеко не полный списочек:

    • BSPlayer (удобный проигрыватель, поддерживает несколько звуковых каналов в фильмах);

    • ZoomPlayer (Красивый, удобный и небольшой DirectShow-проигрыватель мультимедиа файлов очень многих форматов в том числе и DVD. Он умеет проигрывать видео с разной скоростью, имеет playlist и несколько настраиваемых размеров для устранения эффекта overscan. В полноэкранном режиме при двойном клике появляется toolbar для управления. Поддерживается прокрутка на мыши для перемотки, изменения размера или громкости);

    • Sasami2k (Главным достоинством данного плеера является возможность включения режима оверлей при просмотре фильмов с любым разрешением);

    • DivX Player (поставляется вместе с кодеком DivX).

    Отсюда можно скачать множество других плееров и сопутствующего софта.

    Пожалуйста, выбирайте.

    И наконец,

    еще нужен НАБОР КОДЕКОВ (для декодирования видео и звука).

    Вопрос: "Что это такое и зачем это? И где их взять в конце концов?".

    Ответов на этот вопрос великое множество. Мы же выдернули из WWW нижеследующую информацию.

    Кодек - это невидимый для пользователя компонент, который и осуществляет декодирование (распаковку) видео и звука во время просмотра фильма. Проигрыватель запускает этот компонент автоматически при запуске фильма и с помощью проигрывателя им же можно управлять. Отсутствующий кодек необходимо установить лишь один раз, что бы затем он использовался бы при просмотре фильмов. Всегда рекомендуется использовать самые новые версии кодеков, т.к. обычно вы не сможете использовать младшие версии кодеков для просмотра фильмов сжатых с помощью старших версий. Помимо этого возможны различные дефекты при просмотре таких фильмов с помощью ранних версий кодеков.

    В большинстве случаев кодеки, нужные для просмотра фильма, будут установлены автоматически, если подключиться к интернет и запустить фильм в стандартном Windows Media Player. Этот проигрыватель сам свяжется с сайтом Microsoft, скачает и установит нужный кодек. Если же Windows Media Player не скачал нужный кодек, то запустите фильм в Light Allow. Этот проигрыватель, в случае отсутствия в системе нужного кодека, укажет ссылки в интернет, где они лежат. По этим ссылкам Вы сможете скачать и установить нужный кодек.

    Но можно и по-другому.

    Например, мы скачивали некоторые необходимые кодеки и хорошие программы с сайта:

    Да, вообще, не проблема их найти в WWW глобальным поиском. Но советуем вам не гнаться за разнообразием (см. Таблица 1 ) и не засорять ваш реестр, винт и т.д. Лучше используйте боевой джентльменский набор (см. ниже).

    Подавляющее большинство фильмов создано с помощью одного из двух кодеков DivX (наиболее часто) или XviD (редко). Установив DivX и XviD (XviD можно взять и здесь www.divx-digest.com/software/xvid.html ) кодеки, лучше, самых последних версий, вы сможете нормально просматривать практически все фильмы.

    XviD - кодек основаный на Mpeg 4 по заверениям разработчиков способный составить конкуренцию знаменитому DivX. Возможно, разработчики правы, т.к. DivX с давнего времени стал платным, а XviD распостраняется бесплатно и к том у же он open source, т.е. кол-во разработчиков может быть очень большим. На сегодняшний день разработка пошла тремя основными путями: Koepi, uManiac и Nik .

    Таблица 1. Кодеки.

    FourCC (Four-Character Codes) - это четырехсимвольный код. содержащий информацию о том, каким кодеком пользоваться при показе видеофайла. AVI-файлы содержат FOURCC в заголовке потока видео.

    Здесь представлены кодеки, которые используются в наших видеофайлах или с которыми нам пришлось реально столкнуться (естественно, что таблица будет постоянно пополняться ).

    Xvid скачать бесплатно - Xvid 1

    Программа Xvid является библиотекой, предназначенной для сжатия видеофайлов в стандарте MPEG-4. Данное решение является прямым конкурентом весьма популярного кодека DivX и своё название получило в качестве инверсии имени альтернативного продукта. Многими критиками и пользователями отмечается, что Xvid значительно превосходит DivX, а его бесплатная модель распространения является лишь дополнительным преимуществом программы. При этом предлагается приложение с открытым исходным кодом и доступно для операционных систем семейства Windows, а также для UNIX-подобных систем (к примеру, Mac OS X и Linux).

    Функциональные возможности кодека

    Несмотря на всеобщее заблуждения Xvid не является форматом видео. Его основная суть заключается в декодировании сжатого формата MPEG-4 ASP. По этой причине множество других решений могут также выступать в качестве декодеров (к примеру, плееры со встроенными внутрь кодеками). Преимуществом перед DivX является возможность Xvid более качественная кодировка видео. По этой причине сегодня не все видеофайлы, которые кодируются с превышением VBV, могут корректно воспроизводиться на DivX-совместимых проигрывателях. Однако кодирование с помощью Xvid позволяет добиться более качественной и плавной картинки.

    Среди весьма положительных качеств данного кодека стоит отметить невероятную простоту в его использовании. Также в Xvid встроено множество дополнительных инструментов, которые позволяю добиться более чёткой картинки лучшего качества. Однако также в данном кодеке есть и один существенный недостаток. Многими даже достаточно опытными пользователями отмечается чрезмерная техничность Xvid. Это может затруднять его использование при необходимости. Кроме этого стоит отметить ещё один существенный недостаток связанный с правовой стороной приложения. Дело в том, что использование MPEG-4 и методов его сжатия запатентованы, а поэтому применение кодека Xvid может быть нелегальным в некоторых странах.

    Альтернативные решения

    Как уже было сказано, Xvid является главным конкурентом для DivX. По этой причине других достаточно качественных решений для данного кодека найти весьма трудно. К тому же большинство видеофильмов и прочего цифрового видео контента использует именно данный кодек, что, практически, не позволит вам отказаться от его использования.

    * Так как мы стараемся выкладывать на сайт только последние версии, поэтому с большой долей вероятности программа Xvid для Windows 7 подходит и будет с ним совместима.

    Подпишись, чтобы узнать первым

    Описание и настройка кодека Xvid

    Описание и настройка кодека Xvid

    Рассмотрим кодек Xvid, который претендует на звание "ISO совместимого". Это значит, что он должен проигрываться стационарными плеерами, поддерживающими Mpeg4 стандарт. На практике, это до сих пор не так.

    Есть 4 реальных конкурента на рынке сильного сжатия видеоматериалов: Divx, Xvid, WMV_VCM и VP6. Между собой совместимы только DivX и Xvid (как последователи стандарта Mpeg4). У каждого из этих кодеков есть свои изъяны.

    Например, Xvid искажает цвета и не очень хорошо работает с материалами, где есть постепенные нарастания и снижения яркости, но у него высокая чёткость на динамических сценах. DivX - менее чёткий, по сравнению с Xvid (опять же, при определённых условиях, это можно назвать плюсом). К WMV_VCM пожалуй меньше всего нарицаний, но он менее чёток на динамических сценах, по сравнению с Xvid.

    Теперь приступим непосредственно к виновнику.Он больше подходит по причине качественной работы с динамическими сценами.При сжатии "домашнего видео", а оно, как известно, не блещет качеством съёмки. Всё это снимается без штатива, естественно, картинка ходит ходуном. При этих условиях, только Xvid после сжатия, сохраняет максимальную деталировку.

    Кодек Xvid постоянно обновляется. Это результат того, что его код является открытым и любой, кому это интересно, может принять участие в доработке программы. Первоначальный код переписывался 3 раза полностью. Последние версии (альфа и бета) уже совместимы с кодом ISO Mpeg4. Это значит, что фильмы, сжатые при помощи кодека Xvid, будут нормально просматриваться декодером DivX. По моему мнению, декодер DivX более качественный, чем собственный декодер Xvid.

    Начнём. Для сборки фильма используется программа VirtualDub. Это очень простая программа. После запуска VirtualDub и открытия в нём вашего видео вы должны будете произвести настройку фильтров. Когда этот этап пройден, вам нужно сжать исходный материал кодеком с сильным сжатием для дальнейшего хранения и просмотра. Это будет Xvid.

    После того, как вы произвели монтаж своего фильма и произвели настройку фильтров, нужно настроить кодек. Для запуска настройки кодека Xvid, нужно произвести последовательность действий, отображённую на рисунке.

    После запуска конфигурации кодека, вы увидите окно настройки кодека:

    Если у вас раньше была установлена другая версия кодека Xvid, то после запуска окна настройки кодека нужно обязательно установить кодек по-умолчанию. Для этого нужно нажать на кнопку помеченную цифрой 1. В случае каких-то проблем при кодировании, так же может потребоваться установка кодека в дефолтное состояние.

    Цифрой 2 помечены две вкладки.

    Первая из них - выпадающее меню. Здесь сделаны стандартные предустановки, которые должны быть совместимы с аппаратными проигрывателями. На самом деле, использование этой вкладки под большим вопросом. Во-первых, на данный момент аппаратные Mpeg4 проигрыватели не получили достаточно широкого распространения. Это является дополнительной функцией DVD проигрывателей, но далеко не все проигрыватели это могут делать. Многое зависит от прошивки. Так что, для аппаратных проигрывателей это на вряд ли пригодится. Во-вторых, здесь только готовые предустановки для разрешения, битрейта и других параметров. Но если вы пытаетесь сжать готовый фильм, то для него потребуется своё разрешение и битрейт. В связи с этим, эта функция почти не применима.

    Вторая вкладка (находящаяся под кнопкой. ) изображена на рисунке:

    Сверху на этой вкладке есть возможность выбора предустановок. Опция "Quantization type" даёт возможность выбора типа матрицы квантизеров. Мы можем сделать выбор из 3 пунктов:

    "H.263" - это стандартная матрица квантизеров для Mpeg4. Это даёт менее чёткую картинку, чем MPEG матрица и рекомендуется делать для битрейтов ниже 900 kBit/s. Вторым пунктом стоит "MPEG". Этот выбор даст более чёткую картинку и соответственно, требует битрейтов больших, чем 900 kBit/s. "MPEG-Custom" даёт возможность задавать самому матрицу квантизеров.

    Опция "Adaptive Quantization" включает возможность маскировки ярких и тёмных мест при сжатии. Раньше эта опция называлась "lumi masking". Эта опция нужна для того, что бы увеличить коэффициент сжатия исходного материала. Теоретически, человеческий глаз не заметит такого преобразования. Но на практике, при включении этой опции происходят искажения. В кодере Xvid этот алгоритм реализован недостаточно качественно.

    Опция "Interlacing" включает работу кодека с чересстрочным видео. При включении этой опции кодек начинает сжимать не кадры, а поля. Эта опция пригодится только в том случае, если вы производите сжатие без деинтерлейса.

    Опция "Quarterpel" включает разрешение с точностью до четверти пикселя. Это повышает чёткость особенно на низких разрешениях, но вместе с этим, добавляет шум на изображение. Естественно, просто так это не происходит. Включение Quarterpel повышает загрузку процессора и увеличивает поток, используемый для этого. Качество работы до сих пор не безупречно.

    Опция "Global Motion Compensation" предназначена для компенсации движения. Она начинает функционировать, когда идёт панорамирование, наезд или отъезд на объект, а так же при вращении.

    А вот про опцию "Reduced resolution" ничего не известно.

    Далее, опция BVOPs включает использование B-frames. Само по себе использование B-frames должно повысить качество кодируемого материала. Объясню, что такое B-frames.

    При сжатии видео используется 3 типа кадров: I,P и B - frames. I-frames - это кадры без сжатия. Вернее, сжатие производится с очень небольшими коэффициентами компрессии. I-frames так же называются ключевыми кадрами. При просмотре сжатого фильма, вся навигация по фильму производится через ключевые кадры. После I-frames следует последовательность P-frames например так: IPPPPPPPPPPPPPPPPIPPPPPPP и так далее. P-frames имеет гораздо больший коэффициент сжатия. Для того, что бы повысить коэффициент сжатия, были введены B-frames. Они ставятся между двумя менее сжатыми кадрами (I,P-frames). Последовательность получается такой: IPBPBPBPBPBPBPIPBPBPBP… Коэффициент сжатия B-frames больше, чем коэффициент сжатия P-frames. Это достигается тем, что он сравнивается с 2 окружающими кадрами, а в B-frames записывается, чем он отличается от них. Но вместе с этим, это накладывает определённые ограничения. Например, видеопоследовательность не может заканчиваться B-frames. Начинаться же видеоряд должен обязательно с I-frames. В нём содержится вся информация об изображении. В P-frames и B-frames содержится информация не удалённая кодеком во время сжатия, что так же накладывает определённые трудности при монтаже сжатого материала. Итак, разобрались, с B-frames мы можем сильнее сжать видео. Вы спросите, а причём здесь качество? Всё просто. Сильнее сжали, а размеры видео файла у нас те же самые. Этот "освободившийся" поток перераспределяется на все кадры. Конечно, качество на B-frames ниже, чем у P-frames. Если поставить "Max consecutive BVOPs"=1, то они появляются 12 раз в секунду (последовательно с более качественными P-frames) и картинка, в целом, остаётся достаточно качественной.

    Разобрались, включение B-frames (BVOPs) повышает качество.

    Посмотрим теперь на опцию "Max consecutive BVOPs". Здесь нужно ставить максимальное количество идущих подряд B-frames. Если поставить 0, то мы попросту отключим использование B-frames. Если поставить больше 1, то качество картинки падает. Плюс, встречаются появления необоснованных артефактов. Рекомендуется ставить 1.

    Опция "Quantizer ratio (%)" означает, во сколько раз будет повышен квантизер для B-frames.

    Что такое квантизер?

    Квантизер может быть назван так же DRF - Detail Removal Factor. По-русски, степень потери детализации изображения. Минимально возможный квантизер - 2 (это то же самое, что 1).

    Максимальный квантизер, ограничивается кодеком. Причём, чем больше квантизер, тем больше потерь в детализации будет происходить. Изначально, если кодек не ограничивать в размерах получаемого файла, он будет стремится держать квантизеры как более низкими. Но при этом размер получаемого файла будет получаться большим. Теперь, если ограничить размер получаемого AVI файла, кодек начнёт повышать эти квантизеры до тех пор, пока не попадёт в заданный размер. Причём, он устанавливает для каждого кадра свои кантизеры, в зависимости от сложности кадра.

    В опции Quantizer ratio (%) мы указываем, во сколько раз увеличится квантизер и соответственно, во сколько раз ухудшится детализация на B-frames. Квантизер B-frames считается по следующей формуле: [(Quantizer of previous P-frame+Quantizer of following P-frame)*(B-frame quantizer ratio)/200+(B-frame offset/100)]. Исходя из формулы, квантизер B-frames зависит от значений квантизеров окружающих его P-frames, значения Quantizer ratio (%) (множитель) и Quantizer offset (смещение). Снижать этот параметр не рекомендуется (теряется смысл B-frames). Повышать вы можете на своё усмотрение, это повысит сжатие B-frames (соответственно, снизит качество этих кадров) и повысит качество I и P-frames.

    Опция "Quantizer offset" показывает, сколько нужно прибавить к квантизеру B-frames относительно расчётной величины после Quantizer ratio (%). Изменять этот параметр не стоит. Если включить опцию "Packed bitstream", то производится упаковка P-frames и B-frames в одном потоке. Это даёт возможность декодировать B-frames без задержек. При 2 проходном кодировании и включении этой опции кодер работает не правильно. Если у вас достаточно мощный процессор, нет никакого смысла включать эту опцию.

    Опция "Closed GOV" предназначена для того, что бы перед I-frames никогда не стоял B-frames. Если вы не собираетесь сжатый материал впоследствии резать или сращивать, нет никакой надобности в этой функции. Зато при отключении этой функции качество можно ещё повысить за счёт добавления B-frames. Если же, вы собираетесь впоследствии как-либо монтировать Mpeg4, то вам понадобится включение этой функции. Только одно предостережение, вы сможете резать готовый Mpeg4 файл только по ключевым кадрам и многие стыки получатся очень корявыми. Лучше позаботиться о монтаже заранее.

    Перейдя на вторую вкладку, мы увидим информационную панель. Вся беда в том, что она показывает информацию только если был использован какой-нибудь профиль.

    Цифрой 3 (Encoding type) помечена опция, управляющая типом работы кодека.

    В выпадающем меню вы можете выбрать 3 типа работы кодека. Для каждого типа есть свои настройки, которые находятся под кнопкой, обозначенной многоточием.

    1 тип - "Single Pass". Это однопроходный режим работы с постоянным битрейтом. Битрейт задаётся в окошке обозначенном цифрой 4. При вызове настроек однопроходного режима (нажатие на кнопку … под цифрой 4) появится окно:

    В этом окне есть всего 3 параметра.

    * "Reaction Delay Factor" служит для задания времени задержки реакции кодера на изменение качественных параметров видеосигнала.

    * "Averaging period" этот параметр определяет скорость реакции на изменение качественных параметров видеосигнала.

    * "Smoother" параметр, определяющий количество кадров, в течении которых возможно понижение качества картинки для выдерживания заданного битрейта.

    2 тип - Twopass - 1 st pass. Это первый проход двухпроходного режима. О нём говорить особо нечего, заглянем только в его настройки:

    В окошке "Stats filename" стоит название файла, в который будет записываться статистика от первого прохода о фильме.

    "Discrad first pass" если убрать галочку с этого пункта, то во время первого прохода будет не только производится сбор статистики, так же будет производится сохранение сжатого материала. Если вы используете двух проходный режим, то нет никакого смысла это делать. Единственное, для чего может это понадобится - что бы сделать видео с переменным битрейтом за 1 проход. Но размер при этом будет абсолютно не управляем. он получится на усмотрение кодека.

    Теперь расскажу, о двухпроходном режиме и переменном битрейте. Для этого нужно немного рассмотреть теорию работы кодека. Кодеки Mpeg4 разработаны таким образом, что они видят не картинку целиком, а только объекты и изменение картинки от кадра к кадру. Из этого можно сделать вывод, что шумное видео сложнее сжимать, чем чистое и статичные картины так же проще сжимаются, чем динамичные (именно эту информацию и собирает кодек во время первого прохода). Допустим, у вас есть какой-то ролик или фильм. В любом видео, не бывает, что бы было абсолютно монотонное движение и неизменное количество объектов. Получается, что для каждого кадра нужно выделять разное количество памяти. Для того, что бы выделять каждому кадру своё количество битрейта, был введён переменный битрейт. То есть, во время первого прохода кодек собирает информацию о количестве движения и объектов, производит запись её в файл. Во время второго прохода, кодек начинает обрабатывать фильм снова. Только он уже производит сжатие исходного материала, пользуясь статистикой от первого прохода. При этом, для каждого кадра выделяется нужный ему битрейт. Таким образом происходит повышение качества кодируемого материала.

    Продолжим рассмотрение настроек типа работы кодера.

    3 тип - Twopass - 2 st pass. Это второй проход двухпроходного режима. Заглянем в его настройки:

    Рассмотрим настройки сверху.

    * "Stats filename" здесь указывается файл, в котором находится статистика от первого прохода. Вы спросите, зачем это надо? Дело в том, что уже появились программы, позволяющие править этот файл. Если вы создали (исправили) свой собственный файл статистики, то можно указать его здесь и кодирование будет происходить по этим данным.

    * "I-frame boost %" эта функция делает увеличение потока на I-frames. Указывается в процентном соотношении. То есть, если указать 10, то на I-frames пойдёт на 10 процентов больше битрейт, относительно расчётного значения (расчёт изначально производит кодер, а мы можем к этому ещё добавить).

    * "I-frames closer than… frames" здесь указывается расстояние между соседними I-frames, меньше которого считается, что ключевые кадры следуют друг за другом. Если какие-то I-frames попадают в этот предел, то производится уменьшение потока, расходуемого на них. При установке этого параметра в 1, производится отключение этой функции. Оптимальным значением я считаю 2.

    * "…are reduced by %" эта функция уменьшает битрейт первых I-frames в ряде идущих подряд I-frames. Последний I-frames идёт с нормальным коэффициентом сжатия.

    * "Max overflow improvement" этот параметр определяет, на сколько можно поднимать битрейт, относительно среднего битрейта, на непродолжительных участках (там, где это требуется). Слишком большое значение замедляет работу кодера.

    * "Max overflow degradation %" этот параметр определяет, на сколько можно снижать битрейт, относительно среднего битрейта, на непродолжительных участках (там, где это требуется). Слишком большое значение замедляет работу кодера.

    Для того, что бы произвести сжатие в два прохода, вам потребуется воспользоваться возможностями программы VirtualDub.

    Теперь мы дошли до компрессии по криволинейному алгоритму (Curve compression). Эта функция есть только у кодека Xvid. В определённых обстоятельствах это может добавить немного качества.

    * "High bitrate scenes %" здесь можно указать, сколько процентов битрейта может забрать кодек со сцен с высокими битрейтами и перераспределить на средне и низкобитрейтные сцены.

    * "Low bitrate scenes %" этот параметр указывает, сколько процентов битрейта нужно добавить сценам с низкими битрейтами. Этот битрейт будет забран со сцен со средним и высоким битрейтом.

    * "Overflow control strength %" этот параметр указывает, на сколько кодек может выходить за расчётные значения в каждом кадре (без разницы, уменьшение или увеличение). При установке этого параметра в 0, кодек начинает работать по-умолчанию (как заложено в алгоритме кодека).

    При работе с компрессией по криволинейному алгоритму, перед тем, как им воспользоваться нужно произвести сжатие без него. Если вы видите, что видео получилось недостаточно качественнее, посмотрев видео можно проанализировать, в каких местах плохо отработал кодек. С динамикой, как правило, проблем не бывает. Динамика - это высокобитрейтные сцены. Так же, к высокобитрейтным относится зашумлённое видео или видео с множеством мелких предметов. Так вот, если при просмотре оказалось, что динамика смотрится хорошо, а статика не очень, можно немного снять битрейт с динамичных и среднебитрейтных сцен, для этого нужно поставить какой-то процент в "Low bitrate scenes %". Если среднебитрейтные (движение есть, но его не много) сцены смотрятся то же не очень хорошо, то битрейт можно снять только с высокобитрейтных сцен. Для этого нужно проставить какое-то значение в опции "High bitrate scenes %". Как я уже сказал, эти параметры нужно подбирать экспериментально.

    Под цифрой 4 скрывается поток, который будет расходоваться на фильм.

    Здесь мы можем задать размер файла, который мы хотим получить (при этом кнопка будет подсвечена надписью "Target size (kbytes)"). Только учтите, что у вас ещё есть звук, на который то же надо оставить место. Если вы хотите сделать фильм на один CD диск, то для подсчёта размера видео лучше всего воспользоваться каким-либо калькулятором, который учтёт размер звука в итоговом файле. В том случае, если кнопка подсвечена надписью "Target bitrate (kbps)", то задаваться будет средний битрейт, с которым будет кодироваться фильм. Для того, что бы переключить из одного режима в другой, нужно нажать на эту кнопку. Битрейт можно изменять слайдером и вводом цифр вручную, а вот размер файла можно задавать только вводом вручную, в килобайтах.

    Для того, что бы вызвать дополнительные настройки кодека, нужно нажать на кнопку 5.

    При этом вы увидите окно:

    Посмотрим на настройки:

    * "Motion search precision" прямой перевод - точность поиска движения. Чем выше этот параметр, тем более качественно будут выглядеть движения. Авторы рекомендуют ставить не менее 5, в идеале 6. Но учтите, чем выше этот параметр, тем медленнее будет работать кодек.

    * "VHQ mode" эта функция позволяет оптимизировать режим макроблоков, вместо усреднения. Чем выше это значение, тем медленнее будет работать кодек. Качество вместе с этим повышается значительно (не сравнить с использованием B-frames). Нельзя использовать совместно VHQ mode и GMC (Global Motion Compensation).

    * "Use chroma motion" эта функция включает поиск движения по цветовой информации. Этот способ на много более точен, чем стандартный способ. Включение этого метода замедляет работу кодера.

    * "Frame drop ratito" количество пропускаемых кадров. Эта функция будет работать в том случае, если кодек считает, что для кодирования не хватает битрейта. В этом случае кодер начнёт выкидывать кадры. При выставлении в 0 не пропускается ни одного кадра, при выставлении в 100 пропускается столько кадров, сколько нужно кодеру для нормальной работы. Для получения качественного видео я не рекомендую использовать значения отличные от нуля.

    * "Maximum I-frame interval" максимальное количество кадров, которое может быть между ключевыми (I-frames). На качество кодирования это особо не сказывается, а вот на поиске фрагмента очень сильно. Объясню почему. При просмотре фильма, когда мы хотим переместится в какое-то произвольное место, мы передвигаем ползунок поиска. Если в том месте, куда мы попали, стоит ключевой кадр, то воспроизведение пойдёт сразу. А вот если ключевого (I-frame) нет, то мы будем слышать звук, а видео увидим только когда положение просмотра дойдёт до ключевого кадра. Я ставлю этот параметр в значение 100. При этом, гарантировано мы будем ждать появления картинки не более 4 секунд.

    * "Use cartoon mode" эта функция введена для работы кодера с мультипликацией. Я не знаю, чем отличаются алгоритмы работы в этом режиме.

    Перейдём на следующую вкладку "Quantization".

    В этом меню можно расставить, в каких интервалах будут работать квантизеры отдельно для I,P и B-frames. По большому счёту, не вижу смысла менять эти значения. Кодер Xvid распоряжается квантизерами достаточно хорошо.

    * "Min. -frame quantizer" - минимально возможный квантизер для. типа фреймов. Чем ниже это значение, тем более чёткая картинка будет получаться (при условии, что битрейт будет достаточно высоким для достижения этого квантизера). Для I-frame это будет самое низкое значение, для P-frame - повыше, а для B-frame самое высокое. Но лучше не трогать значения по-умолчанию.

    * "Max. -frame quantizer" - максимально возможный квантизер для. типа фреймов. Высокое значение этого параметра снижает детализацию картинки. Для I-frame это будет самое низкое значение, для P-frame - повыше, а для B-frame самое высокое. Но лучше не трогать значения по-умолчанию.

    * "Trellis quantization" на данный момент, эта функция работает только с матрицей квантования H.263. За счёт небольшого изменения математического алгоритма работы должно происходить улучшение качества. Эта функция экспериментальная. Если учесть, что это использует нестандартные функции, то включать "Trellis quantization" наверное не стоит.

    На последней вкладке находится отладочная информация кодека.

    При выборе параметров оптимизации для конкретного процессора ("Performance optimizations") можно сделать 2 выбора:

    * "Automatically detect optimizations" - включает автоматический выбор оптимизации под ваш процессор.

    * "Force optimizations" - ручное выставление параметров оптимизации.

    * Следующая доступная функция "FourCC used". Объясню, что это такое. При сжатии, в заголовке AVI файла прописывается метка, каким кодеком это было сжато. При воспроизведении проигрыватель считывает эту метку и запускает соответствующий декодер. Для Mpeg4 совместимых кодеков возможна замена декодера. Так, сжимать видео можно при помощи кодера Xvid, а просматривать при помощи декодера DivX (этот декодер имеет меньше проблем с разными проигрывателями и картинка после него имеет меньше артефактов). Для того, что бы изменить FourCC метку, нужно сделать выбор в выпадающем меню. Если здесь выбрать DX50, то для воспроизведения запустится декодер DivX5. Именно это я вам и рекомендую сделать.

    Далее, идут два пункта ("OutputDebugString debug level" и "Print debug info on each frame"), которые требуются для отладки кодека и при сжатии они абсолютно не нужны.

    И последний пункт в этой закладке "Display encoding status". Эта опция включает информационную панель во время сжатия.

    На этой панели будет отображена информация о кавнтизерах, которые были использованы при сжатии, диапазоне квантизеров для каждого типа кадров, средний битрейт и много другой информации о кодировании.

    Теперь последний пункт 6

    Здесь указываются интервалы, на которых нужно повышать или понижать битрейты. Этот пункт очень удобно использовать на титрах. На них не обязательно сохранять полное качество. При нажатии на кнопку "Add" добавится ещё один пункт в списке. Для того, что бы его отредактировать, нужно нажать на кнопку "Edit":

    Сверху здесь указывается, с какого кадра начнётся действие этого раздела. Его действие идёт до следующего раздела, а если следующего раздела нет, то действие идёт до конца фильма. Номер кадра вводится вручную. Посмотреть, с какого кадра вам нужно делать раздел очень просто. Для этого в VirtualDub нужно перейти на нужный кадр (двигая слайдер мышью, а для точного позиционирования стрелками право-лево). Внизу отображается номер кадра, на котором вы остановились.

    Вы можете просто выделить его и скопировать в буфер. После вставки этого номера в окошко "Start frame #" можно продолжать настройки для этого раздела. Всё, что вы настроите ниже, будет применено только для этого раздела.

    Далее, в настройках интервалов, можно указать коэффициент битрейта или квантизер, с которым будет производится сжатие.

    При выборе параметра "Weight" в окошке нужно указать коэффициент умножения битрейта (ставится вручную или ползунком). Если поставить 0,5, то битрейт снизится в 2 раза относительно расчётного значения. При выставлении в 1 с битрейтом ничего не произойдёт.

    Если выбрать "Quantizer", то в окне нужно указать квантизер, с которым будет производиться сжатие. Это не очень удобно. Пожалуй, этот пункт можно использовать для того, что бы получить на каком-то промежутке предсказуемое качество. Для этого мы задаём на этом промежутке какой-то квантизер (например 10 - это довольно высокий квантизер, при котором практически все детали будут сохранены).

    * "Force keyframe" если вы поставите галочку в этом пункте, то первый кадр этого раздела будет сделан как I-frame (ключевой кадр). Это бывает очень удобно, когда вы хотите пометить начало какого-то момента.

    * "Greyscale" включение этой функции переводит изображение в чёрно-белое.

    * "Chroma optimizer" эта функция усредняет цвета на ярких/тёмных местах. Это приводит к более качественным краям. Рекомендуется использовать этот режим только для мультфильмов.

    Как можно просматривать фильмы, сжатые при помощи кодека Xvid. В связи с тем, что кодек переписывался несколько раз, материалы, закодированные разными версиями кодека Xvid, не совместимы между собой. Это касается и декодеров. Если декодер написан для версии Xvid, несоответствующей версии кодера, которым сжат фильм, то при проигрывании мы получим артефакты. Во многих проигрывателях есть собственные декодеры Xvid, они очень часто работают не правильно. Самый лучший вариант - отключить все внутренние декодеры и заставить проигрыватель пользоваться системными декодерами. Так же, выпускаются различные декодеры, поддерживающие Xvid и другие форматы. Примером такого декодера может служить FFDSHOW. Пользоваться такими вещами для просмотра так же не рекомендуется. Многие проблемы при просмотре возникают именно из-за таких декодеров. Бывают случаи, когда попадается фильм сжатый очень ранними версиями Xvid. В этом случае, для того, что бы просмотреть этот фильм нужно будет поставить старую версию Xvid, что безусловно, очень не удобно. К сожалению, другого решения этой проблемы нет. Последние версии Xvid уже совместимы со стандартными декодерами Mpeg4. То есть, если в сжатом файле выставить метку FourCC в значение DX50, то для проигрывания этого видео запустится декодер DivX5.

    Настройка Xvid Encoder

    2. Настраиваем кодек:

    Вкладка Аудио ---> Без аудио. И далее:

    Quantization type даёт возможность выбора типа матрицы квантизеров:

      - «H.263» — это стандартная матрица квантизеров для Mpeg4. Это даёт менее чёткую картинку, чем MPEG матрица и рекомендуется делать для битрейтов ниже 1200 kBit/s.

      - «MPEG» — Этот выбор даст более чёткую картинку и соответственно, требует битрейтов больших, чем 1200 kBit/s.

      - «MPEG-Custom» даёт возможность задавать самому матрицу квантизеров. Возможны артефакты при просмотре на старых аппаратных MPEG-4 плеерах. Подробнее.

    Quarter pixel — Поиск движения с точностью до четверти пикселя. Это повышает чёткость, особенно на низких разрешениях, но вместе с этим добавляет шум на изображение. Естественно, просто так это не происходит. Включение Q-pel повышает загрузку процессора и увеличивает поток, используемый для этого. Не поддерживается старыми аппаратными MPEG-4 плеерами, поэтому рекомендуется не задействовать.

    Global motion compensation — Глобальная Компенсация Движения (GMC), само название в значительной степени рассказывает о том, что делает GMC. Она начинает работать в моменты панорамирования, наезда или отъезда на объект, а так же при поворотах. Не поддерживается аппаратными MPEG-4 плеерами, поэтому рекомендуется не задействовать.

    Use chroma motion — будет делать дополнительные «магические» действия над информацией о цвете, чтобы минимизировать эффект лестницы на границах. Это улучшит качество ценой скорости кодирования. Это снижает PSNR по своей природе, математическое отклонение от оригинальной картинки станет больше - но субъективное качество изображения будет лучше (как уже упоминалось, "ступенчатых артефактов" будет меньше). Поскольку он работает с информацией о цвете, рекомендовано отключить его при кодировании в оттенках серого. Или не использовать его вообще. чтобы гарантировано избавится от возможно-неверных бликов цвета.

    Если возникает необходимость сохранить текущие настройки, чтобы их потом быстро вернуть, достаточно просто импортировать ветвь реестра [HKEY_CURRENT_USER\SOFTWARE\GNU\XviD] в файл *.reg. Пуск ---> Выполнить. ---> ввести команду:
      regedit /e c:\XviDSetting.reg HKEY_CURRENT_USER\SOFTWARE\GNU\XviD
    В итоге в корневом каталоге диска С:\ появится файл XviDSetting.reg с настройками, который нужно будет добавить в реестр, чтобы при необходимости загрузить сохраненные настройки. 3. Извлекаем необходимый контент с mkv:

    Открываем программой MKVExtractGUI2 исходник и извлекаем с него нужные звуковые дорожки, субтитры:

    4. Добавляем звуковые дорожки в рип:

    Открываем видео-рип программой VirtualDubMod, жмем Потоки ---> Потоки ---> выбираем и добавляем звуковые дорожки. По желанию заполняем теги к видео (Потоки ---> Комментарии)

    Далее Файл ---> Сохранить как